Охотник за авианосцами

Охотник за авианосцами

Одним из последних самолетов авиаконструктора Павла Осиповича Сухого, чей день рождения отмечается 22 июля, стал уникальный по многим параметрам самолет Т-4, разрабатывавшийся в двух основных вариантах: ракетоносца и разведчика. Эта сверхзвуковая машина была предназначена для разведки и уничтожения авианосных ударных групп противника, прикрывавших атомные подводные лодки. Коэффициент новизны Т-4 приближался к 100%, ведь он должен был летать на большой высоте со скоростью, в три раза превышающей звуковую. В серию уникальный самолет не пошел, но его наработки дали жизнь многим другим проектам.

За ракетоносцем − в «истребительное» КБ

В начале 1960-х годов США начали новый виток гонки вооружений. У Соединенных Штатов появляется мощная пара – атомная подводная лодка, вооруженная ракетами с радиусом поражения до 2200 км, и прикрывающий ее авианосец, на котором также могли базироваться носители ядерного оружия. Пробить такую «броню» можно было только с помощью авиационного ударного комплекса: гиперзвуковой ракеты, запущенной с самолета с большим боевым радиусом и сверхзвуковой скоростью полета.

В конце 1960 года многие работы по перспективным самолетам в СССР были свернуты в рамках переориентации на ракетное вооружение. Тем не менее в ОКБ А.Н. Туполева продолжалась работа над проектом нового сверхзвукового ракетоносца «135». Также к работе подключились непрофильные «истребительные» КБ А.С. Яковлева и П.О. Сухого, уже имевшие опыт работы с большими скоростями.

4.jpg

Разработанный КБ Туполева проект самолета большой размерности не получил поддержки руководства страны, а вариант самолета меньшей размерности, предложенный в КБ Сухого, был принят к дальнейшей разработке. Основными требованиями для нового самолета стали скорость около 3 тыс. км/ч, потолок 22-24 км, дальность полета 6-8 тыс. км и способность нести минимум две крылатые ракеты с радиусом действия 400-600 км. С помощью такой комбинации характеристик предполагалось обходить вражеские силы ПВО: наземные зенитные ракетные комплексы и истребители-перехватчики.

Бесхвостка из титана и стали

«Суховцы» приступили к работе над проектом в 1961 году. По взлетной массе 102 тонны самолет получил заводской шифр «100», а по внутреннему делению ОКБ на самолеты с треугольными и стреловидными крыльями − индекс Т-4. Основной задачей первого этапа разработки стал выбор компоновки, соответствующей заданным ТТХ.

Облик машины сложился не сразу, в период с 1961 по 1964 годы в КБ Сухого было рассмотрено большое количество вариантов компоновки и разработано три предэскизных проекта. В итоге был принят вариант бесхвостки с малым запасом продольной устойчивости, с небольшим передним горизонтальным оперением, используемым для продольной балансировки самолета, и крылом в форме двойной дельты.

Уникальным было расположение силовой установки – в изолированных мотогондолах с пакетной компоновкой четырех двигателей и впервые примененным регулируемым воздухозаборником смешанного сжатия с автозапуском. Специально для Т-4 в ОКБ П.А. Колесова (ныне «ОДК-Сатурн» в составе Ростеха) были разработаны турбореактивные двигатели РД36-41, обеспечивавшие длительный полет на режимах с М=3.

2.jpg

Еще одна важнейшая задача – подбор материалов, способных обеспечить работы при температурах 220-330 °С. Алюминий не подходил для этих целей, Т-4 необходимо было делать из титана и стали. Была проведена большая работа по отработке новых технологий сварки, мехобработки, химического фрезерования и т.д. Со временем титан стал гораздо шире применяться в авиации, а рывок в его применении был сделан именно при создании Т-4.

Пожалуй, самой необычной частью облика Т-4 стал отклоняемый вниз носовой отсек, аналогичный ставшему визитной карточкой применяемому на сверхзвуковом авиалайнере Ту-144. Такое решение было необходимо, так как выступающий фонарь кабины создавал при сверхзвуковом полете большое сопротивление, поэтому на высоте его нужно было «спрятать» и открывать обзор пилоту только на взлете и при посадке.

Еще одним важным новшеством стало использование на самолете четырехканальной электродистанционной системы управления, обеспечивающей необходимые характеристики устойчивости и управляемости.

Срезанный на взлете

В состав целевого оборудования самолета входили навигационный комплекс НК-4 и радиоэлектронный комплекс «Океан», включающий систему управления вооружением «Вихрь», систему разведки «Рапира», систему обороны «Отпор» и систему радиосвязного оборудования «Стремнина». Основное вооружение самолета – аэробаллистические ракеты Х-45 с расчетной дальностью пуска 550-600 км и крейсерской скоростью М=5-7.

Первый опытный экземпляр Т-4 был построен на Тушинском машиностроительном заводе в 1971 году. 22 августа 1972 года летчик В.С. Ильюшин, сын знаменитого авиаконструктора, и штурман Н.А. Алферов совершили на Т-4 первый полет. Машина получила положительные отзывы экипажа.

Однако мощностей тушинского предприятия для серийного выпуска не хватало, а единственный способный выполнить такой заказ Казанский авиазавод служил производственной базой ОКБ Туполева, и просто так отдавать ее они были не готовы. Были у дорогого в производстве Т-4 и другие противники в разных кругах. В 1975 году уход Павла Осиповича Сухого из жизни стал еще одной каплей, и проект новаторского самолета, опередившего время, был окончательно свернут в угоду другим программам.

Без-имени-2.jpg

И все же работа над Т-4 не прошла впустую. В рамках работ по теме практически все основные узлы, системы и агрегаты на самолете были разработаны на уровне изобретений. Всего конструкторами ОКБ Сухого было внедрено 208 изобретений, а с учетом изобретений, заложенных при разработке комплектующих агрегатов и изделий – около 600. Ни на одном самолете, построенном к тому времени в СССР, не было такого большого числа оригинальных разработок!

Результаты исследований по Т-4 были использованы при разработке проекта Т-10, будущего истребителя четвертого поколения Су-27, а титановые сплавы получили дальнейшее развитие в авиации и разработке космических аппаратов. Впервые примененная на Т-4 электродистанционная система управления позже устанавливалась на других гражданских и военных самолетах. Модификации двигателя для Т-4 применялись на пассажирском Ту-144Д, разведчике М-17 «Стратосфера» и орбитальном самолете «Спираль».