«Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь»

«Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь»

Фото: Театр Наций

Сегодня более десяти сайтов основных компаний Ростеха изменили внешний вид: на главных страницах появились мистические баннеры с цитатами из романа «Мастер и Маргарита». Так в Корпорации «подсветили» премьерные показы одноименного спектакля, официальными партнерами которого выступили Ростех и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). 

Бессмертное произведение Булгакова на сцене Театра Наций воплощает знаменитый канадский режиссер Робер Лепаж. Спектакль обещает стать абсолютно новым, непохожим на предыдущие постановки романа. Зрителей ждет настоящая магия – вся глубина и философия Булгакова наряду с яркими спецэффектами и самыми настоящими фокусами Лепажа.

«Тогда огонь!»: цитаты Булгакова на сайтах Ростеха 

Многие фразы в романе «Мастер и Маргарита» стали крылатыми и разошлись на цитаты. Они не только наполнены глубокой мудростью, но и метафоричны – каждый увидит что-то свое. Удивительно, как многие из них перекликаются с деятельностью предприятий Ростеха, а их продукция становится яркой иллюстрацией к идеям Булгакова.

«Наше кредо в поддержке проектов основано на трех китах: технологии, культура, человек. В постановке «Мастер и Маргарита» все три элемента соединяются в единое целое благодаря таланту Робера Лепажа. В спектакле применены яркие эффекты и сценографические приемы, которые не оставят равнодушным ни одного зрителя. И, конечно, отражены все знаковые эпизоды романа, как и многие цитаты героев, давно ставшие крылатыми. «Мастера и Маргариту», безусловно, можно назвать «энциклопедией русской жизни» наравне с «Евгением Онегиным». В этом произведении каждый найдет что-то откликающееся и подходящее лично ему – именно об этом наш проект», – говорит директор по коммуникациям Ростеха Екатерина Баранова.

ODK_1_2_final.png

В наши дни огонь – это не только использование энергии и высокой температуры для создания сверхпрочных материалов. Новой гранью покорения стихии огня для Корпорации Ростех стало преодоление земного притяжения. На предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации создаются и испытываются ракетные двигатели – венец современных земных технологий.


OAK_final.png
Во все времена человек стремился в небо. В основе этого – не только желание увидеть Землю с высоты птичьего полета, но и потребность возвыситься над обыденностью, ощутить чувство полной свободы, почти как булгаковская Маргарита… Мечты о небе воплощает в реальность Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)


Kamaz_final (1).png
Московский транспорт продолжает менять облик столицы. Москва массово заменяет дизельные автобусы на современный электрический транспорт. Сегодня электробусы КАМАЗа, входящего в Госкорпорацию Ростех, составляют основу экологичного транспорта столицы. Скоро на московских улицах появится еще одна новинка – водородный электробус КАМАЗ-6290.



ROSEL_704x247.png

На предприятиях «Росэлектроники» была создана техника, которая показала полный диск Земли, открыла миру обратную сторону Луны и, самое главное, устроила трансляцию с первым человеком в космосе. Весь мир облетели кадры с Гагариным и его голос в эфире: «Вижу Землю… Красота-то какая!»



SHVABE_1280x800.png

Ростех ведет широкий фронт разработок, которые помогают спасать здоровье и жизни людей, дают врачам новые возможности, делают работу медиков более комфортной и удобной. Одним из лидеров по этому направлению выступает «Швабе». Некоторые уникальные изделия, которые выпускают предприятия холдинга, не имеют аналогов в России и за рубежом.


VR_no_logo_final.png

В романе «Мастер и Маргарита» мотив полета – один из наиболее частых. Наряду с аэропланами, органично в ряд средств передвижения встают половая щетка, боров, черный автомобиль с грачом, автомобильное колесо. Вот чего точно не встретить в этом списке летательных средств, так это вертолета. Первый советский вертолет был разработан в ОКБ М.Л. Миля немного позже – в конце 1940-х годов. Сегодня МВЗ им. Миля, как и все остальные вертолетостроительные предприятия России, объединяет холдинг «Вертолеты России»


nacimbio_2_final.png

Это мудрое правило, которое произносит булгаковский Воланд, в каком-то смысле помогло побороть смертельные для человека вирусы. «Лечение подобного подобным» – принцип применения вакцин для профилактики вирусных заболеваний. В России единственным поставщиком для Нацкалендаря прививок является фармхолдинг Ростеха «Нацимбио». Сегодня компания использует свой большой опыт, решая задачу по поставке вакцины от коронавируса в каждый российский регион.


TEHNODINAMIKA_2_700x500.png

Холдинг «Технодинамика» решает задачи, которые ранее считались невыполнимыми, органично при этом сочетая творческий подход в инженерии со строгими правилами и стандартами, на которых строится авиационная отрасль. «Технодинамика» верит, что человеческая мысль способна творить чудеса.


«Рукописи не горят»: о романе всей жизни Булгакова

Первые наброски «романа о дьяволе» Михаил Афанасьевич Булгаков сделал еще в конце 1920-х и продолжал работать над книгой вплоть до своей смерти 10 марта 1940 года. «Дописать раньше, чем умереть» – этой фразой Булгаков начал свою очередную редакцию романа. Ему оставалось недолго, и он знал об этом – сам был врачом. Почти слепой, обессиленный болезнью, он все диктовал жене новые исправления.

Верная Елена Сергеевна Булгакова воплотила в жизнь, пожалуй, самую известную фразу из романа – «Рукописи не горят». Она правила, пробивала роман, а в то время это было то же, что биться о стену. Наконец только в 1966 году в журнале «Москва» был опубликован сильно сокращенный цензурой текст. Для советских людей роман «Мастер и Маргарита» стал большим потрясением, открыл иное понимание мироздания, жизни, свободы, а кто-то именно через Булгакова узнал библейскую историю.

MasterandMargaritaFirstEdition-1.jpg Впрочем, эта книга на все времена и страны, наверное, потому, что о Вечном. Роман стал главным русским бестселлером на Западе, вошел в список «100 книг века» по версии журнала Le Monde и повлиял на множество людей, вплоть до рок-музыканта Мика Джаггера и австралийского режиссера База Лурмана. Автор грядущей премьеры – Робер Лепаж – не стал исключением: «Мы на Западе имеем определенное представление о жизни в эпоху 20-30-х годов в СССР, основанное на романах таких писателей, как Солженицын: это тяжелая, мрачная, беспросветная действительность. И вдруг Булгаков показывает нам, что в глубине всего происходящего кроется творческое начало, ирония, остроумие. То есть, несмотря на все трудности и суровые условия, в героях остается поэзия. Роман примиряет нас с советской жизнью, дает понимание ее человечности».

«Вчера в театре фокусник такие фокусы показывал, что все ахнули»: о спецэффектах и театральной магии Лепажа

Роман Булгакова неоднократно привлекал к себе внимание режиссеров театра и кино, но почему-то экранизаций книги всего пять. В киносреде популярна легенда о том, что над «Мастером и Маргаритой» витает проклятье. Какие бы именитые режиссеры ни брались за это произведение – атмосферу романа нереально повторить.

Для театрального режиссера адаптировать «Мастера и Маргариту» к сцене – еще более амбициозный вызов. Действительно, несколько сюжетных линий, детальные описания исторических сцен, атмосфера фантасмагории и глубочайший скрытый смысл в каждой сцене – все это делает работу по воплощению романа очень сложной. «Когда я впервые прочитал ее, то сразу подумал, что эту вещь невозможно сделать в театре. Я был в этом уверен. Но книга произвела на меня сильное впечатление, и я размышлял, как можно было бы сделать ее на сцене», – признается Робер Лепаж.

263855989_4166490550122673_4241306528328617430_n.jpg
Фото: Театр Наций

Лепаж – режиссер театра и кино, драматург и сценарист, основатель и художественный руководитель театра Ex Machina, постановщик оперных спектаклей, концертных программ и шоу Цирка дю Солей. Он известен тем, что умеет удивлять художественными приемами и техническими «фишками». В спектакле «Мастер и Маргарита» Робер Лепаж не изменил себе и соединил на сцене театральные приемы с технологиями иллюзионистов.

«В постановке мы используем очень старые фокусы из 20-х и 30-х годов ХХ века. Это не спецэффекты в чистом виде, но трюки иллюзионистов. Они сделаны очень просто, так что зрители легко увидят, как сделан тот или иной фокус. Я не думаю, что театр должен создать грандиозные спецэффекты, которые есть в кино или на телевидении. Здесь нужен другой подход», – рассказал Лепаж в недавнем интервью.

Главным приемом станет «Призрак Пеппера» – техника иллюзионизма, позволяющая объектам появляться и исчезать, становиться прозрачными и превращаться из одного в другой. Этот старый оптический фокус вызовет искренний восторг даже у самого искушенного современного зрителя.

Наряду с классическими трюками первой половины прошлого столетия в спектакле задействовано много современной техники. Для постановки была спроектирована сложная машинерия, для чего потребовалось поднять планшет сцены Театра Наций на 60 сантиметров. Благодаря дополнительному пространству стали возможны впечатляющие спецэффекты.

«Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого»: об уникальности артистов театра и костюмах-трансформерах

«Если для фильма нужно 250 персонажей, мы берем 250 артистов, а в театре небольшая труппа из 12-14 человек может сыграть все и всех. Я очень люблю английское слово player. Актеры для меня – игроки. В «Мастере и Маргарите» каждый будет исполнять сразу много ролей. В этом заключена особая красота театра, его дух, его поэзия: количество актеров ограничено, а их возможности безграничны», – поделился Робер Лепаж.

Действительно, в новой постановке всех персонажей романа сыграют 13 артистов. Так, Евгений Миронов – это не только Мастер, но и Третий литератор (Абабков), Никанор, Кузьмин, Гость бала (Император Рудольф), Гость бала (Первый гуляка). Чулпан Хаматова – в роли Маргариты, но по совместительству и Второй литератор (Глухарев), Соков. Виктор Вержбицкий сыграет Воланда и Двенадцатого литератора. Андрей Смоляков исполнит роль Понтия Пилата, а также Десятого литератора, Римского и гостей бала. Дмитрий Сердюк сыграет Иешуа, Восьмого литератора (Рюхина), Степана Богдановича, гостей бала.

photo_2021-12-08_18-46-55.jpg
Фото: Театр Наций

Специально для нового спектакля создано более 100 комплектов костюмов-трансформеров. Благодаря молниеносным переодеваниям в формате quick-change перед зрителями предстанут москвичи 1920-х годов, жители Ершалаима и гости бала Сатаны. Всех их одела заслуженный художник России и лауреат «Золотой маски» Виктория Севрюкова.

Самая «нарядная» сцена спектакля – бал у Сатаны. Несмотря на то что каждый костюм появляется на сцене всего на пару минут, гости бала поражают разнообразием и стилем своих нарядов. Как рассказывает Виктория, не обошлось без мистики: «На протяжении пошива и примерок пролилось столько крови, сколько не бывало ни в одной постановке. Швеи кололи и резали руки, в актерские тела впивались иголки – это какой-то ужас! Перекись водорода, вата и бинты постоянно лежали на столе наравне с ножницами и булавками. Правда, у старых мастеров есть такая примета: если иголка впивается в тело и кровь нужно отстирывать от костюма – это большой художественный успех. Значит, ткань становится второй кожей».

«Важно то, что в Варьете после всего этого началось что-то вроде столпотворения вавилонского»

Новый спектакль уже называют главной премьерой театрального сезона. «Мастер и Маргарита» Лепажа обещает стать абсолютно уникальной постановкой, непохожей на предыдущие театральные трактовки бессмертного романа Булгакова. Получится ли у создателей передать всю глубину произведения и сделать это красиво, судить, конечно, зрителям. До часа «икс» осталось совсем немного – премьерные показы пройдут на основной сцене Театра Наций с 9 по 11 декабря, и, как ожидается, при полном аншлаге.

При этом уже открыта продажа билетов на февральские показы спектакля. Билеты можно приобрести в кассе в Петровском переулке и в ГУМе, а также на официальном сайте Театра Наций. С афишей можно ознакомиться тут