Алексей Криворучко: Перед нами стоит непростая задача – справиться с растущими заказами

Алексей Криворучко: Перед нами стоит непростая задача – справиться с растущими заказами

 

Гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко в интервью RNS рассказал о результатах 2016 года, реформировании производства, работе в условиях санкций, а также о новинках, которые концерн представит в новом году.

— Каких финансовых результатов ожидаете по итогам года?

— Можно говорить пока только о предварительных результатах. По итогам 2016 года мы ожидаем, что предприятие выйдет на объем производства и уровень выручки порядка 16 млрд рублей, а чистая прибыль составит около 2 млрд рублей.

Мы ожидаем роста объемов производства. Только по оружейному производству мы ожидаем роста не менее 50% в 2017 году

Алексей криворучко, гендиректор «Калашникова»

Рост также есть и по другим основным показателям: рентабельности, среднему уровню заработной платы. Мы рассчитываем в том числе на рост производительности труда, в сравнении с 2015 годом, более чем в 1,5 раза — до 2,9 млн рублей — на одного работающего в год.

Мы ожидаем рост объемов производства. Только по оружейному производству мы ожидаем рост не менее 50% в 2017 году. Поэтому перед нами стоит непростая задача справиться с растущими заказами. Для их выполнения на многих участках производства работа будет вестись в три смены.

— Было ли сокращение зарплат в компании на фоне экономического кризиса?

— Нет, сокращение зарплат точно не произошло. Все планы предприятия на 2016 год выполнены. За последний год мы провели индексацию заработной платы с опережением рынка труда. По итогам 2016 года уровень средней заработной платы вырос на 18% и составил около 40 тыс. рублей. Рост будет продолжаться и в 2017 году в рамках действующей политики плановой индексации.

— В каких сегментах вышли на наилучшие показатели?

— Российскими и иностранными заказчиками в равной степени востребовано как наше стрелковое оружие, так и высокоточные управляемые боеприпасы, и ракеты.

В 2016 году были решены все технические вопросы, и завершена крупная поставка управляемых ракет «Вихрь-1» министерству обороны России по контракту 2013 года, а также успешно выполнены обязательства в рамках нового трехлетнего государственного контракта по данному виду продукции.

Самым массовым изделием по направлению стрелковое оружие, поставляемым на экспорт, остается 7,62-мм автомат Калашникова АК103

АЛЕКСЕЙ КРИВОРУЧКО, ГЕНДИРЕКТОР «КАЛАШНИКОВа»

Если говорить о стрелковой продукции, то в 2016 году мы выполнили все свои обязательства по поставкам 7,62-мм снайперских винтовок СВ-98 для различных силовых структур, в числе которых МВД, ФСБ, ФСО и другие. Заказы от этих организаций в 3–4 раза превысили объемы заказов предыдущих лет. Кроме того, в рамках гособоронзаказа завершена поставка партии недавно разработанной и освоенной в серийном производстве модернизированной 7,62-мм снайперской винтовки Драгунова СВДМ. В 2015 году винтовка принята на вооружение Минобороны России. Самым массовым изделием по направлению стрелковое оружие, поставляемым на экспорт, сегодня остается 7,62-мм автомат Калашникова АК103.

В 2016 году также был предпринят ряд мероприятий по развитию гражданского направления. Объем продаж гражданского стрелкового оружия на внутреннем рынке за 11 месяцев 2016 года был увеличен на 29% по сравнению с 2015 годом. Наиболее востребованными моделями в уходящем году стали 7,62-мм карабин «Тигр», ружье «Сайга-12» и самозарядный охотничий карабин «Сайга-308».

Немаловажным фактором, позволившим увеличить объем реализации на рынке гражданского оружия в России, стало развитие сети фирменных бренд-зон концерна «Калашников». В 2016 году открыто более 20 фирменных отделов в России к 10 уже имеющимся в 2015 году.

Развитие этого бизнеса распространилось и на страны ближнего зарубежья, где были открыты три фирменные бренд-зоны концерна. Помимо активного развития продаж гражданского стрелкового оружия в странах ближнего зарубежья, концерн ведет активную работу по продажам гражданской стрелковой продукции на рынках стран дальнего зарубежья. В 2016 году были открыты новые рынки сбыта гражданского оружия для спорта и охоты в пяти странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки.

Успешно выполнили все свои обязательства в рамках государственного оборонного заказа и наши дочерние структуры, в числе которых такие предприятия, как Мытищинский машиностроительный завод, «Рыбинская верфь», ZALA AERO и другие. В частности, в 2016 году успешно завершены первые крупные серийные поставки транспортно-десантных и штурмовых катеров БК-10 и БК-16 для Минобороны России. По своим техническим характеристикам и оснащению наши катера не уступают зарубежным аналогам, но при этом значительно выигрывают по цене.

— Есть ли дебиторская задолженность по заказам Минобороны и других госзаказчиков?

— Дебиторской задолженности перед Минобороны и другими государственными заказчиками нет.

— А каков портфель заказов?

— Портфель заказов соответствует прогнозному объему выручки в 2016 году. Если говорить об объемах реализации на последующие годы, то они законтрактованы еще не полностью, это обусловлено спецификой взаимоотношений с государственными и иностранными заказчиками. Тем не менее высокое качество нашей продукции и устойчивые отношения с заказчиками позволяют рассчитывать на дальнейший рост объемов продаж в последующие годы.

— Какие экспортные контракты заключены в последние годы?

— За последние несколько лет портфель экспортных заказов на продукцию концерна вырос и сегодня составляет более 300 млн долларов.

За последние несколько лет портфель экспортных заказов на продукцию концерна вырос и сегодня составляет более 300 млн долларов

АЛЕКСЕЙ КРИВОРУЧКО, ГЕНДИРЕКТОР «КАЛАШНИКОВа»

Это стрелковое оружие и высокоточные боеприпасы, спортивное и охотничье оружие. Кроме того, ведутся переговоры по ряду будущих контрактов, общая сумма которых может превысить 300 млн долларов. В 2016 году поставки стрелкового оружия на экспорт увеличились в три раза по сравнению с 2015 годом. Реализуются контракты с 24 странами.

— Как поменялась география поставок продукции «Калашникова» в связи с западными санкциями?

— Из-за санкций для нас закрыты американский и европейский рынки сбыта, где наша гражданская продукция пользовалась огромной популярностью. Мы были вынуждены пересмотреть свою стратегию и производство. Благодаря работе с коллегами из «Рособоронэкспорта» и других компаний концерн смог полностью заместить объемы, ранее поставляемые на американский рынок.

Мы расширили географию продаж и нашего гражданского оружия. За последние несколько лет подписаны контракты на поставку спортивного и охотничьего оружия не менее чем с 10 зарубежными странами Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и СНГ, с которыми ранее не работали. Например, в 2016 году были открыты не менее пяти новых рынков сбыта гражданского оружия для спорта и охоты, что позволило нам увеличить выручку от продаж гражданского стрелкового оружия на экспорт на 9% по сравнению с 2015 годом. Моделями, которые показали значительный прирост продаж в 2016 году в сравнении с прошлым годом были самозарядный охотничий карабин «Сайга» в калибре 5,45 мм и .223Rem, а также карабин «Тигр» в калибре 7,62 мм.

Говоря о перспективах, нельзя не упомянуть об индийском рынке. Учитывая емкость растущего индийского рынка и многочисленность силовых структур этой страны, безусловно, мы как производители широкого спектра продукции гражданского и двойного назначения заинтересованы в развитии двустороннего сотрудничества.

— Планирует ли «Калашников» заключать лицензионные соглашения и продавать права на производство своей продукции за рубежом?

— Переговоры по организации лицензионного производства стрелкового оружия ведутся с рядом иностранных заказчиков. Тем не менее данное направление не является ключевым для концерна. В первую очередь мы сфокусированы на реализации продукции собственного производства.

— Планируете ли открывать бренд-зоны в зарубежных магазинах и иностранные точки продаж?

— Такая работа уже ведется в рамках программы по развитию дилерской сети концерна «Калашников» и работе с оружейными магазинами в России и за рубежом. В 2016 году мы открыли первый фирменный отдел за рубежом — в Грузии. Сегодня таких отделов уже три в этой стране, и объем продаж нас удовлетворяет. С 2006 года наше оружие фактически там не было представлено. В 2017 году мы продолжим и далее развивать экспортное направление, в частности, через расширение сети фирменных отделов в уже существующих оружейных магазинах в странах СНГ.

Увеличение пакета акций позволит нам еще более динамично развивать концерн. На сроки и качество выполнения ГОЗ это точно никак не повлияет

АЛЕКСЕЙ КРИВОРУЧКО, ГЕНДИРЕКТОР «КАЛАШНИКОВа»

Что касается собственного фирменного магазина (в терминале «Аэроэкспресс» в Шереметьево. — RNS), то мы удовлетворены динамикой его продаж. Правда, пока не стремимся развивать собственное розничное направление продаж не лицензируемой продукции. Наш главный приоритет — развитие бренд-зон, в которых осуществляется продажа всего спектра гражданской продукции концерна, включая гражданское оружие.

— Сообщалось о возможности покупки акционерами контрольного пакета концерна «Калашников» у государства. Что это даст акционерам?

— Увеличение пакета акций позволит нам еще более динамично развивать концерн, продолжив формирование на его базе многопрофильного холдинга. На сроки и качество выполнения гособоронзаказа это точно никак не повлияет.

— Как проходит процесс модернизации производства? Какие инвестиционные проекты стоят на очереди?

— Программа модернизации предприятия идет ускоренными темпами. За последние три года мы серьезно обновили производственные корпуса и санитарно-бытовые помещения, закупили и ввели в эксплуатацию более 150 современных станочных комплексов с числовым программным управлением, начали внедрение передовых технологий на всех этапах производства. На эти цели в 2014–2016 годах инвестировано около 7 млрд рублей. Общий объем инвестиций в модернизацию предприятия в 2014–2017 годах составит 10,5 млрд рублей.

Программа модернизации идет ускоренными темпами.Общий объем инвестиций в модернизацию предприятия в 2014–2017 годах составит 10,5 млрд рублей

АЛЕКСЕЙ КРИВОРУЧКО, ГЕНДИРЕКТОР «КАЛАШНИКОВа»

Мы избавляемся от непрофильных активов, меняя территориальный план завода и отстраивая новые современные и технологичные пространства. Закупаем такие технологии, которые позволяют сократить площади на треть и серьезно повышают качество продукции на фоне роста объемов производства.

В 2016 году для увеличения объема выпуска стрелкового оружия и расширения продуктовой линейки проведена реконструкция сборочного цеха оружейного производства. За счет полной замены устаревших систем управления конвейерных линий, построения новых потоков сборки в соответствии со стандартом бережливого производства время освоения новых изделий сократится с шести до трех месяцев.

Для сокращения затрат на внутреннюю логистику построен и открыт новый логистический центр, который заменил 33 устаревших склада. Возможности центра позволят организовать систему автоматизированного хранения и движения материалов и продукции, а также полностью исключить вероятность прихода изделий в негодность.

Для повышения эффективности производства управляемого высокоточного вооружения и сокращения закупок дорогостоящего инструмента у сторонних производителей завершены работы по ремонту производственных цехов общей площадью 20 тыс. кв. метров, на которые переведены производство спецтехники и инструмента. Открыты новая центральная столовая на 5000 сотрудников предприятия, лаборатория Lean-технологий и современный административный комплекс.

Тем не менее нам было очевидно, что качественные, глубокие изменения невозможны только за счет технического переоборудования производства. В пересмотре нуждались сами принципы управления, устаревшие схемы работы. Поэтому сегодня мы реализуем программу развития производственной системы концерна.

— В чем ее суть?

— Мы приступили к реализации программы развития производственной системы концерна «Калашников» весной 2015 года. Цели, которые мы перед собой ставили, — это, прежде всего, увеличение выручки компании, сокращение себестоимости изделий, повышение общей эффективности производства. Главное для оптимизации производства — это люди и технологии. Поэтому уделяем большое внимание обучению и развитию персонала. Для нас было важно привить сотрудникам другое отношение к делу и мотивировать их на сокращение издержек и повышение производительности труда.

Для повышения профессиональных навыков и компетенций обучение прошли около 3500 человек — рабочие, специалисты, руководители среднего и высшего звена. Я считаю, это очень важно — получать новые знания и развиваться профессионально, и в следующем году мы продолжим эту работу.

— Как оцениваете рынок беспилотного вооружения?

— Пожалуй, это одна из самых быстрорастущих высокотехнологичных отраслей мировой экономики. Не ограничиваясь разработкой беспилотных летательных аппаратов, мы делаем серьезную ставку на разработку беспилотных транспортных средств в целом. Наша цель интеграция их в системы, части которых могут взаимодействовать друг с другом.

Роботы входят в повседневную жизнь вооруженных сил, беря на себя самую опасную работу, формируя армию совершенно нового типа. Поэтому на выставках мы регулярно демонстрируем наши разработки в области автоматизированных боевых систем, дистанционно-управляемых боевых модулей, беспилотных летательных аппаратов, а осенью 2016 года впервые представили наземную роботизированную систему «Соратник». Система может осуществлять разведку, патрулирование и охрану объектов или территорий, разминирование, огневую поддержку подразделений. Кроме того, система может работать в связке с другими автоматизированными боевыми единицами, включая беспилотные летательные аппараты.

— Как автомат АК-12 показывает себя в ходе войсковых испытаний?

— Мы ожидаем, что опытно-войсковая эксплуатация автоматов завершится в начале 2017 года. Сроки окончания, конечно, определяет Минобороны России. Пока мы все испытания проходим нормально.

— Какие новинки представит «Калашников» в 2017 году? На каких выставках?

— Мы показали большое количество новой перспективной продукции на выставке «Армия-2016» в собственном демонстрационном центре парка «Патриот». Демо-центр в скором будущем будет работать круглогодично, в нем можно будет познакомиться со всем спектром продукции концерна.

Новые разработки по-прежнему будем представлять на «домашней» выставке «Армия-2017». Пока говорить о них преждевременно. В следующем году первой выставкой, в которой примем участие, станет IDEX-2017 в Абу-Даби. Эта площадка традиционно собирает много потенциальных партнеров и заказчиков нашей продукции.

— Есть ли у «Калашникова» планы по разработке спортивного оружия для стрельбы и биатлона?

— Такие планы, безусловно, есть. В 2015 году мы возобновили сотрудничество с Союзом биатлонистов России в разработке российского оружия для биатлона, соответствующего современным требованиям и тенденциям в профессиональном спорте.

Новые винтовки для спортсменов будут не только функциональны и точны, но и красивы

АЛЕКСЕЙ КРИВОРУЧКО, ГЕНДИРЕКТОР «КАЛАШНИКОВа»

Мы решаем две задачи. Первая — возрождение компетенций по разработке и производству винтовок для биатлона, которые существовали на предприятии. Для решения этой задачи создана отдельная конструкторская группа, привлечены специалисты, которые согласились сотрудничать с концерном. Это лучшие люди технической поддержки данного вида спорта в стране. Они передают свой богатый наработанный опыт тем молодым сотрудникам, которые сегодня работают на предприятии. Это, например, Владимир Суслопаров, сопровождавший нашу сборную на всех соревнованиях, Валерий Белобрагин — эксперт в области баллистики, который занимается исключительно стволами, баллистическими свойствами оружия, а также трехкратный чемпион мира и двукратный призер Олимпийских игр биатлонист Иван Черезов, который возглавил все спортивное олимпийское направление в концерне. Сегодня он занимается разработкой стратегии дальнейшего развития спортивного бренда IZHMASH и соответствующего оружия для спортсменов, развитием сервисов его обслуживания на местах проведения соревнований и укреплением взаимодействия с потребителями: спортсменами, тренерами сборных и федерациями.

Вторая задача — конструктивное совершенствование будущих винтовок. Здесь концерн идет двумя путями. Во-первых, модернизация существующей винтовки Би-7-4 по техническому заданию, которое уже сформировал Союз биатлонистов России. Есть большое количество спортсменов, которые привыкли к винтовке Би-7-4 на уровне мелкой моторики, и эта винтовка их полностью устраивает. Тем не менее есть определенные предложения спортсменов по ее модернизации. Такая винтовка разрабатывается, и будет проходить тестирование при активном участии специалистов Союза биатлонистов России. Ну, и конечно, мы не забываем о внешнем виде — новые винтовки для спортсменов будут не только функциональны и точны, но и красивы.