Путешествия с Ростехом: Жуковский

Путешествия с Ростехом: Жуковский

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет более 700 научных и производственных организаций в десятках городов нашей страны. Для многих из них предприятия Ростеха являются градообразующими, а некоторые даже прославились на весь мир благодаря разработкам Корпорации. В новой рубрике «Путешествия с Ростехом» рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, а сегодня отправляемся в маленький по размеру, но большой по значимости для российского авиастроения город – Жуковский.

Жуковский всегда имел статус российского центра авиации. Здесь, на уникальном аэродроме ЛИИ им. Громова, проходят испытания новейших образцов авиатехники и сертификация воздушных судов. Каждые два года Жуковский принимает один из самых крупных авиасалонов мира – МАКС, а четыре года назад в городе открылся четвертый аэропорт московского авиаузла. Жуковский – самый молодой из российских аэропортов с международным статусом.

От маленького поселка до центра авиастроения

По историческим меркам Жуковский – город молодой. В этом апреле отметил свой 85-летний юбилей. Но, как это обычно бывает, история города не отсчитывается от официальной даты его основания, а уходит корнями в далекое прошлое. Жуковский «вырос» из маленьких домиков старинных деревушек Колонец и Новорождествено. Упоминания о населенном пункте относятся к концу XVI века – говорят, что здесь после Смутного времени появился монастырь Иоанна Предтечи, основанный в память о сыне Ивана Грозного.

К сожалению, от древних сел практически ничего не осталось, а основной отправной точкой в истории города считают 13 августа 1933 года. Именно в этот день было принято решение о строительстве здесь нового комплекса ЦАГИ. Сам Центральный аэрогидродинамический институт был основан еще в 1918 году в Москве одним из «отцов» отечественной авиации Николаем Егоровичем Жуковским. Авиационный парк страны увеличивался за счет новых самолетов, требовала расширения и экспериментальная база института. Строительство нового ЦАГИ здесь стартовало в 1935 году, а уже спустя четыре года начали работу уникальные аэродинамические трубы института. Для сотрудников был построен жилой поселок, получивший название в духе того времени – Стаханово.

5aa1f526af60d6744399bc03361ae8cf.jpg
Жуковский, улица Менделеева, 1967 год

В 1930-1940-е годы от ЦАГИ отделились Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), ОКБ А.Н. Туполева и ряд других, впоследствии всемирно известных организаций. В их числе и Летно-исследовательский институт (ЛИИ), который расположился по соседству с ЦАГИ в поселке Стаханово. Проект нового института представил накануне войны шеф-пилот ЦАГИ Михаил Громов. Сегодня институт носит имя своего создателя – это ЛИИ им. Громова. Со дня основания здесь проходят испытания отечественные истребители, разработанные в ОКБ Микояна, Лавочкина, Яковлева, Сухого.

ПР_Испытания_Пе_2_на_прочность_в_зале_статических_испытаний_ЦАГИ.jpg
ЦАГИ, испытания самолета Пе-2

В 1947 году отмечалось 100-летие со дня рождения основателя ЦАГИ Николая Егоровича Жуковского. С этой знаменательной датой и связано решение о переименовании поселка Стаханово в город Жуковский. А спустя 60 лет «город, устремленный в небо», как называют Жуковский его жители, получил звание наукограда. Сегодня здесь работают легендарный Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ), НИИ авиационного оборудования (НИИАО), Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова (ЛИИ) и другие предприятия отечественного авиапрома.

Город, устремленный в небо

История Жуковского неразрывно связана с достижениями и успехами не только отечественной авиации, но и космической отрасли страны. В Жуковском работал Сергей Королев, на территории ЛИИ проходил подготовку Юрий Гагарин. Предприятия города принимали участие в разработке знаковых отечественных космических аппаратов. К примеру, специалистами НИИАО (сегодня входит в КРЭТ) были разработаны системы отображения информации и средств ручного управления для всех отечественных пилотируемых космических аппаратов, начиная с «Востока», а также для орбитальных станций. Кабина легендарного «Бурана» разрабатывалась специалистами «ЭМЗ им. В.М. Мясищева», который сегодня входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

c2e45d493430874003c3d66ec8054232.jpg
Аэродром ЛИИ им. Громова

Эти ключевые работы прославили Жуковский как центр авиакосмической промышленности не только у нас в стране, но и за рубежом. Однако настоящую мировую славу город обрел в 1992 году, когда на аэродроме ЛИИ прошла первая авиационно-космическая выставка в России – «МосАэроШоу». Она стала международной и приобрела свое сегодняшнее название – МАКС. Теперь каждые два года Жуковский принимает один из крупнейших мировых авиасалонов.

МАКС проходит на базе уникального испытательного аэродрома ЛИИ им. Громова. Кстати, его основная взлетно-посадочная полоса протяженностью около 5 км является самой длинной в Европе. Здесь, помимо экспериментальной авиации, базируется международный аэропорт Жуковский.

Жуковский – новые авиационные ворота столицы

План по созданию гражданского аэропорта на базе аэродрома ЛИИ был разработан в 2012 году Госкорпорацией Ростех и Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК). Управляет аэропортом холдинг «Рампорт Аэро», совладельцем которого является входящая в Ростех компания «ТВК Россия».

Работы над первым терминалом и подготовка инфраструктуры аэродрома под требования гражданской авиации начались в 2015 году, а уже через год состоялось торжественное открытие аэропорта Жуковский. Поступив на гражданскую службу, Жуковский остался также аэропортом экспериментальной и государственной авиации. Сегодня здесь продолжаются испытательные полеты, а также базируется спецтехника МЧС России. Благодаря своей уникальной взлетно-посадочной полосе, аэропорт Жуковский имеет преимущество перед другими авиационными воротами страны – он может принимать воздушные суда всех типов и любой взлетной массы.

51f4dfa953980b934feb3c18bf0b809f.jpg

Пропускная способность аэропорта Жуковский – 2 млн пассажиров в год. В 2019 году пассажиропоток составил чуть более 1,3 млн человек. Из Жуковского можно было улететь примерно в 40 направлениях: по России, в страны ближнего и дальнего зарубежья. В этом непростом для авиации году, конечно, до таких показателей далеко. Но несмотря на все трудности, аэропорт Жуковский не приостанавливал свою работу и даже наращивал мощности. В 2020-м открыт новый логистический комплекс с международным грузовым терминалом, способный обслужить 100 тыс. тонн грузов в год.

В октябре Жуковский стал вторым аэропортом в России, получившим сертификат RA-3, который упрощает организацию авиационных грузоперевозок на территорию Евросоюза. Кроме того, в условиях пандемии Жуковский стал одним из логистических центров для внутреннего и международного оборота медицинских товаров. Из других успехов уходящего года – это 70 рейсов авиации МЧС и 1650 тонн оборудования для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с разливом нефтепродуктов в Норильской области.