«Огненный коктейль» Кирилла Салдадзе

«Огненный коктейль» Кирилла Салдадзе

Красноармеец бросает бутылку с зажигательной смесью во время боев под Сталинградом. Фото: Георгий Зельма

Немаловажную роль на пути к победе в Великой Отечественной войне сыграли зажигательные бутылки и огнеметы, которые заправлялись горючей смесью. Разработать новый состав, сэкономивший стране запасы моторного бензина, смог молодой военный химик Кирилл Салдадзе.  

Работа по созданию огнесмеси БГС была осуществлена под его руководством на Московском экспериментальном заводе пластмасс (ныне Институт пластмасс холдинга в отрасли химической промышленности Госкорпорации Ростех с головной организацией АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина»). Здесь Кирилл Максимович Салдадзе проработал до конца своих дней: начинал с должности начальника лаборатории, а затем возглавил отдел ионообменных смол и материалов и удостоился звания главного химика страны по ионитам. В день 108-летия выдающегося ученого вспоминаем его открытия и разработки. 

Секретная миссия военного химика 

В 1939 году Кирилл Максимович Салдадзе поступил на службу в одну из элитных дивизий войск НКВД –  дивизию имени Ф.Э. Дзержинского. За его плечами уже была учеба в Закавказском химико-технологическом институте, аспирантура Московского химико-технологического института и звание кандидата наук. В армии ученый-химик, по воспоминаниям сослуживцев, большинство из которых были младше Салдадзе и хуже образованны, охотно делился своими знаниями, рассказывал о применении химии в быту и на войне. Перед самым началом Великой Отечественной войны Салдадзе окончил командирские курсы, и ему было присвоено звание военного инженера 3-го ранга.   

27486038.jpg

В 1941 году выходит приказ наркома обороны об улучшении подготовки подразделений химической защиты. Кирилл Салдадзе назначается заместителем командира отдельной роты, а затем – начальником химической службы полка. Перед ученым ставится задача разработать горючую смесь для огнеметов и бутылочных гранат, исключавшую использование нужного армейской технике моторного бензина.  

С началом войны важность простых и безотказных средств для уничтожения врага была задекларирована на самом высоком уровне. 12 августа 1941 года выходит подписанная лично Сталиным инструкция по применению зажигательных бутылок, где, в частности, было сказано, что «в руках смелого бойца зажигательные бутылки являются грозным оружием. Они способны внезапным и умелым применением не только нанести поражение, но и вызвать панику, внести расстройство в боевые порядки противника».   

1-1.png Кирилл Максимович приступил к работе на Московском экспериментальном заводе пластмасс (с 1943 года – это Научно-исследовательский институт пластических масс (НИИПМ), ныне – Институт пластмасс холдинга АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина» Госкорпорации Ростех).  Ученый начал с химических анализов отходов производства. Практически за неделю интенсивной работы, почти не выходя из рабочего кабинета, ему удалось разработать метод получения горючей смеси из переработанных отходов. Через пробы, ошибки и многочисленные испытания на полигоне Салдадзе с помощью сотрудников завода вычислил оптимальный состав новой горючей смеси. 

Состав, названный по первым буквам компонентов БГС (бензольная головка, сельвест), превосходил предыдущую огненную смесь по всем параметрам: он был дешевле, горел в два-три раза дольше и с более высокой температурой. Кстати, состав БГС держался в секрете до 1960-х годов, а на фронте название расшифровывали как «боевая горючая смесь».
 

«Коктейль» Салдадзе против «Пантер» и «Тигров» 

Создание боевой горючей смеси на бумаге – это только начало. Предстояло основное – внедрить ее в производство, и как можно быстрее. Организация нового производства была на тот момент непростой задачей – фашистские войска рвались к Москве. Как позже вспоминал Салдадзе, как раз в боях под столицей состоялся дебют его изобретения. Несмотря на то что новая боевая горючая смесь официально только проходила испытания, бутылки с ней уже применялись нашими солдатами при обороне Москвы. 

К ноябрю 1941 года были получены первые положительные результаты официальных испытаний. Они проводились на полигонах Главного военно-химического управления Красной армии (ГВХУ). Состоялись испытания и в боевых условиях – под Малоярославцем были заложены фугасы, которые сорвали наступление немецких танков и моторизованных подразделений врага. 

d5e34654e6dfe7288bbb85ce1eb692cd.jpg
Советские бойцы ведут огонь из огнемета, 1942 год. Фото: wikimedia.org

В январе 1942 года на военном заводе в Подмосковье изготавливается первая опытная партия БГС. 5 мая того же года огнесмесь Салдадзе была официально принята на снабжение Красной армии. Использовалась она не только для бутылочных снарядов, но и для фугасных огнеметов. Дальность огнеметания с применением БГС доходила до 45 метров, а одной зарядкой можно было произвести 7-10 коротких выстрелов и 2-3 затяжных. Еще одним документально подтвержденным применением смеси Салдадзе были специальные огнеметные танки, сокрушительные атаки которых внесли немалый вклад в дело победы. 

За годы войны огненные «коктейли» нанесли значительный урон противнику: враг потерял десятки тысяч человек, тысячи укрепленных объектов, сотни единиц бронированной техники и автомобилей. Бутылки с БГС поражали немецкие танки не хуже пушечной артиллерии. Изобретение Кирилла Салдадзе прослужило всю Великую Отечественную войну и принесло ему два ордена Красного Знамени, медаль «За оборону Москвы» и медали стран – союзников по антигитлеровской коалиции. 

Огонь, вода и иониты

До 1943 года ученый продолжал совершенствовать смесь БГС в рядах НКВД. Уйдя в отставку, Кирилл Максимович защитил докторскую диссертацию, стал профессором, ученым с мировым именем. С 1946 по 1953 годы Салдадзе работал в НИИ реактивов и химически чистых веществ, а с 1953 года и до конца своих дней – в НИИ пластмасс (НИИПМ) вначале в должности начальника лаборатории, а затем отдела химических свойств ионообменных смол и материалов. 

В пятидесятые годы по инициативе Кирилла Максимовича была сформирована группа ученых, которая занималась синтезом, разработкой технологии производства ионообменных смол и материалов и их применением. С этой темой в дальнейшем и была связана вся деятельность Салдадзе − без его участия сегодня невозможно представить развитие химии и технологии ионообменных смол и материалов в нашей стране. Под руководством ученого в НИИПМ в 1960-е годы организуется научный центр по изучению ионитов. 

d67fd5_img-31.08.2017-13-20-03.JPG
Фото: АО Институт пластмасс им. Г.С. Петрова

Основной сферой применения ионитов – практически нерастворимых веществ с высокой способностью к поглощению – является водоподготовка. Ионитовые фильтры применяются для деминерализации воды в бытовых и производственных масштабах. С их помощью производится обогащение сырья, разделение и очистка редких элементов, переработка радиоактивных отходов, удаление вредоносных примесей из сточных вод. Иониты используются для контроля технологических процессов, участвуют в рафинировании сахара, при производстве витаминов и лекарственных препаратов. 

Салдадзе внес большой вклад в разработку промышленных процессов с использованием ионитов. Внедрение ионообменных материалов в водоподготовке позволило совершить прорыв в получении глубоко обессоленной и «высокоомной» (бидистиллированной) воды. На основе разработанной ученым мембранной технологии опреснения воды была создана электроопреснительная установка «Родник», которая широко применялась для обеспечения населенных пунктов безводных и маловодных районов страны водой хозяйственно-бытового назначения. Кирилл Салдадзе пользовался большим авторитетом в научных кругах. Итогом его жизни стали не только изобретения и научные работы, но и целое созвездие высококлассных специалистов, воспитанных ученым.