Техника спасения

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Ежегодно 27 декабря отмечается профессиональный праздник – День спасателя Российской Федерации. Именно в этот день в 1990 году вышло постановление об основании Российского корпуса спасателей. Эта дата считается основанием МЧС России.

На счету МЧС огромное количество проведенных поисково-спасательных работ, свыше 1,5 миллиона спасенных жизней. Под завалами разрушенных зданий, в огне пожаров, на затопленных территориях постоянную службу несут не только люди, но и техника: вертолеты, самолеты, тепловизоры, беспилотники и другие машины-помощники.

Представляем некоторые из разработок Ростеха, которые помогают спасателям и спешат на помощь ко всем, попавшим в беду.

Беспилотники ZALA AERO: сверху видно все

Компания ZALA AERO, ведущий российский разработчик и производитель беспилотных летательных аппаратов (концерн «Калашников»), уже много лет сотрудничает со службами МЧС. Разработки компании помогают спасателям проводить мониторинг обстановки при чрезвычайных ситуациях и пожарах. С помощью дронов оказывается поддержка наземным группам спасения.


В период пандемии коронавируса аппаратам ZALA AERO нашлось еще одно полезное применение − оповещение населения о соблюдении режима самоизоляции. А весной этого года летные отряды ZALA AERO оказали спасателям большую помощь в ликвидации последствий возгорания на территории бывшего арсенала Министерства обороны РФ в Удмуртии.

Разворачивается система примерно за час, затем наблюдение производится через телеметрические каналы. Емкости батареи беспилотника хватает на три часа работы. Камера с многократным увеличением, установленная на дроне, позволяет обнаружить очаг возгорания или просто дым.

SWIR-камера: взгляд насквозь

Еще одно устройство Ростеха, которое используют спасатели − камера коротковолнового инфракрасного диапазона (SWIR), разработки холдинга «Швабе». Эта камера устанавливается на беспилотные летательные аппараты и значительно расширяет возможности для видеонаблюдения.


SWIR-камера, установленная на дроне

Особенностью SWIR-камер является то, что для их излучения не являются преградой туман, дым или, например, тонированные стекла. В составе дрона такая камера поможет отыскать человека или транспортное средство, не обращая внимания на темное время суток и дым от пожара.

Важной характеристикой камеры «Швабе» является ее малый вес, что позволяет устанавливать ее на широкий диапазон беспилотных летательных аппаратов. SWIR-камера может крепиться на стандартный подвес формата GoPro. Разработка Ростеха уникальна еще и тем, что работает как в аналоговых, так и в цифровых форматах. Камера выполнена полностью из российских комплектующих, а ее корпус сделан из сплавов, которые применяются в космической и авиационной промышленности.

Вертолет «Ансат»: легок на подъем

Уже несколько лет многоцелевые «Ансаты» помогают медикам оперативно реагировать на вызовы и спасать жизни даже самых маленьких пациентов. Эти легкие двухдвигательные вертолеты могут быстро переоснащаться для выполнения различных задач. «Ансаты» маневренны и динамичны, могут летать на предельно малых высотах и всегда готовы к быстрому взлету. В мае 2020 года первый вертолет пополнил авиационный парк МЧС России и сегодня выполняет задачи на территории Северо-Западного федерального округа.


Фото: «Вертолеты России»

С мая «Ансат» находился в опытном использовании, и летчики-спасатели примеривались к новой машине, а 24 декабря вертолет встал на боевое дежурство. «Ансат» несет службу в Валдайском районе Новгородской области. Вертолет поставлен в универсальном исполнении, с семью пассажирскими креслами и местом для установки медицинского модуля. Для управления «Ансатом» летчики МЧС прошли курс переподготовки.  

Самолет Бе-200: через огонь и воду

Этот самолет-амфибию уже можно назвать ветераном боевых действий с огнем – с начала 2000-х годов Бе-200 борется с пожарами по всему миру. «Летучий корабль», построенный ТАНТК им. Бериева, может брать на свой борт 12 тонн воды. Причем «заглатывает» он весь этот объем прямо на ходу с водной поверхности за 12-15 секунд. Затем «водяная бомба» прицельно сбрасывается на очаг пожара.

Благодаря реактивным двигателям, Бе-200 является единственным в мире самолетом-амфибией с подобными силовыми установками, он быстрее добирается от водоема до пожара и обратно. Это позволяет сделать гораздо больше эффективных вылетов, чем у пожарных самолетов других типов.


Фото: Дмитрий Терехов / wikimedia.org 

В 2002 году впервые в небо поднялся модифицированный Бе-200ЧС (Be-200ES-E в экспортной версии), специально адаптированный под требования МЧС. Самолет может использоваться для доставки спасателей, оборудования и грузов в районы стихийных бедствий, эвакуации пострадавших, поиска и обнаружения кораблей и судов, терпящих бедствие, выявления очагов чрезвычайной ситуации и других целей. Самолет Бе-200 остается гордостью российской гидроавиации и лучшей в мире машиной в своем классе.

«Пожарный» танк: крепкая бронь против огня

Сама идея использовать гусеничные пожарные машины, созданные на базе настоящих боевых танков, не является новой – первая такая машина на шасси танка Т-34 появилась в конце 1940-х годов. «Пожарные танки» благодаря бронированному корпусу могут подъехать к самому очагу возгорания.


Самый современный аналог – специальная гусеничная бронированная пожарная машина 575А, разработанная в 2012 году на Омском заводе транспортного машиностроения (в составе Уралвагонзавода). В основу этой машины легли узлы и агрегаты танков Т-72 и Т-80. Этот «пожарный танк» вмещает 25 кубометров воды и огнегасящих веществ, а дальность их подачи достигает 100 метров.

Роботизированный «Пионер»: к пожару всегда готов

В этом году на Международном военно-техническом форуме «Армия» холдинг «Высокоточные комплексы» представил интересный экспонат – роботизированную машину пожаротушения «Пионер».

 

Этот комплекс на гусеничной основе предназначен для борьбы с лесными пожарами, причем даже в труднодоступных местах. «Пионер» готов к борьбе с пожаром в любых условиях благодаря тому, что машина полностью управляется дистанционно, без присутствия механика-водителя в кабине.

Для этого в состав комплекса, помимо самой пожарной машины-робота, входят мобильный пункт дистанционного управления на базе шасси УАЗ 3909 и носимый пульт на базе защищенного ноутбука или планшета. Первый позволяет управлять работой машины на расстоянии до одного километра, а второй работает на расстоянии до 100 метров.

Парашют «Шанс»: эвакуация из высоток

В НИИ парашютостроения изготавливаются все виды спасательных парашютов для авиации. Они готовы безопасно опустить на землю пилота самолета или вертолета при катапультировании в аварийной ситуации. Но что делать, если спасаться нужно не с самолета, а с горящей высотки?

Конструкторы НИИ парашютостроения нашли выход и из такой чрезвычайной ситуации. Два года назад они впервые продемонстрировали уникальную разработку для эвакуации людей из высотных зданий – индивидуальную парашютную систему специального назначения «Шанс».


В отличие от обычных парашютов, «Шанс» позволяет десантировать человека со сверхмалых высот. Минимальная безопасная высота, подтвержденная испытаниями на данный момент − 33 метра, а это примерно высота 10-этажного дома. Использование парашюта не требует специальной подготовки – «Шанс» раскрывается на нужной высоте самостоятельно.

Единые стандарты для «Безопасного города»

Программа по созданию и внедрению аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город» реализуется в России с 2014 года. Роль главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК закреплена за МЧС России. Как понятно из названия, программа призвана вывести безопасность наших городов на новый уровень. 

Для эффективной работы «Безопасного города» необходимы единое информационное пространство, открытость и прозрачность. Разработкой единых стандартов для проекта займется Ростех. Соответствующий контракт был заключен между МЧС и Национальным центром информатизации (НЦИ) Госкорпорации Ростех.


Фото: Виктор Молодцов

До конца 2022 года НЦИ выполнит комплексную научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу – будут разработаны единые понятия и классификаторы, прогнозные и аналитические модели по ключевым рискам, типовые сценарии реагирования. Кроме того, будет создан испытательный стенд, на котором можно будет опробовать все эти модели и сценарии реагирования, а также программно-технические решения.

Итогом работы станет то, что различные ведомства, экстренные и оперативные службы смогут согласованно и быстро реагировать на любые нештатные ситуации. АПК «Безопасный город» станет эффективным инструментом для предупреждения чрезвычайных ситуаций в стране. Как говорят сами спасатели, ЧС нельзя полностью исключить, но, предупреждая, можно минимизировать.