КАМАЗ: не только грузовики

КАМАЗ: не только грузовики

Продукция КАМАЗа в массовом восприятии ассоциируется, прежде всего, с грузовиками. За почти полвека работы автогиганта его бренд в России и ближнем зарубежье превратился фактически в имя нарицательное – мощный отечественный грузовик, бессменный и безальтернативный лидер рынка. Такая популярность, конечно же, совершенно заслуженная. Однако КАМАЗ – это не только грузовики, но и другой автотранспорт – современный, следующий последним трендам, в частности, повышенным требованиям к экологичности, использованию альтернативных видов топлива и электродвигателей. Расскажем о нескольких новинках автогиганта, как раз подпадающих под эти категории.

Электробусы

Электробус КАМАЗ-6282 уже четыре года выпускается серийно и активно перевозит пассажиров на маршрутах столицы. Эта модель стала основой «зеленого» транспорта Москвы и зарекомендовала себя как один из лучших электробусов в мире. Компания не останавливает работу над расширением модельного ряда в этом классе, и в 2020 году была разработана новая модель – КАМАЗ-6292. Это большой сочлененный электробус с так называемой гармошкой. Он сможет перевозить вдвое больше пассажиров. Электробус с «гармошкой» разработан в соответствии с техническими требованиями постоянного заказчика КАМАЗа – «Мосгортранса» и уже прошел испытания на маршрутах столицы.

КАМАЗ-6292, как и его предшественники, пополняет запас энергии с помощью ультрабыстрых зарядных станций. Запас хода электробуса – 90 км, а максимальная скорость –70 км/ч. Все современные технические параметры, которыми отличается КАМАЗ-6282, сохранены в версии с гармошкой. Это и камеры видеонаблюдения, и спутниковая навигация, и обновленная двухзонная система климат-контроля, USB-разъемы для зарядки телефонов, пандусы для пассажиров с ограниченными возможностями. Новые электробусы смогут взять на борт 135 пассажиров – на 50 человек больше, чем обычный автобус. Двери открываются наружу, поэтому и площадка в центре салона станет больше.

mrixu3r8wq1cphzef7665s5cv5ell953.jpg
Фото: КАМАЗ

На базе электробуса КАМАЗ-6282 разработана еще одна модель экологичного транспорта – КАМАЗ-6290, электробус с водородной топливной системой. Его электрические батареи заряжаются с помощью водорода. Этот же газ «отвечает» и за отопление салона: дизельный подогреватель больше не нужен, что делает модель более экологичной по сравнению с обычным электробусом.

Полная масса новой модели равна 19 тоннам, габаритные размеры – 12,4 × 2,55 × 3,4 метра. Мощность водородной энергоустановки составляет не менее 45 кВт. Максимальная скорость движения доходит до 80 км/ч. В отличие от классической модели электробуса, полной зарядки аккумуляторов которого хватает на 70 км, водоробус способен на одной заправке проехать 250 км. Поэтому эта модель может уже перевозить пассажиров и на междугородних перевозках.

Сидячих мест в водоробусе – 33, но в городских условиях он может перевозить еще и более 40 стоячих пассажиров. Для их удобства установлен климат-контроль, пандус для людей с ограниченными возможностями, системы активации дверей пассажирами.

Шасси и кузов водоробуса изготавливаются на НЕФАЗе, а крышу со всем оборудованием разработали в Научно-техническом центре КАМАЗа. Высокопрочная сталь и качественный пластик, из которых собран кузов, делают водоробус безопасным для пассажиров в случае аварии.

Шесть баллонов со сжатым водородом, которыми оснащается автобус, установлены на крыше, опять же в целях безопасности. Если случится утечка, газ будет уходить вверх, а не в салон. Современная тормозная система также гарантирует максимальный уровень безопасности, есть функция удержания на уклоне, блокировки движения при открытых дверях и датчик контроля износа тормозных колодок.

В 2023 году КАМАЗ планирует завершить испытания водоробуса.

Первый троллейбус

Производство электробусов вполне ожидаемо вывело инженеров и менеджмент КАМАЗа на линию разработки своего первого троллейбуса. Им стал низкопольный троллейбус, удачно дополнивший линейку экологичного транспорта от камского автогиганта. Модель, оснащенная электродвигателем переменного тока мощностью 180 кВт, отличается увеличенным автономным ходом, его запас при работающем отоплении или системе кондиционирования равен 20 км.

111.jpg
Фото: КАМАЗ

Троллейбус вмещает 85 пассажиров, сидячих мест – 34, есть место для инвалидной коляски.

В базовую комплектацию КАМАЗ-62825 входят, в частности, система пожаротушения, светодиодное освещение салона. По желанию заказчика троллейбус может быть оборудован климатической и информационно-телематической системами, АСМПП, системой видеонаблюдения.

Пригородный газобус

Сжатый природный газ – более привычное и распространенное альтернативное топливо. На нем работает еще один новый пассажирский автобус КАМАЗа – пригородный НЕФАЗ-5299-31-57. Полная масса автобуса – 18 тонн, сидячих мест – 36. Габаритные размеры – 12,25 × 25,5 × 34,5 метра.

Новый газобус оснащен рядным 6-цилиндровым двигателем экологического класса Евро-5 объемом 7470 см3 и мощностью 205 кВт. Восемь газовых баллонов вмещают при полной заправке 984 литра газа, есть вариант и с 10 баллонами.

f28d11980ecc81e8e28558d6f6b95e95.jpg
Фото: КАМАЗ

Газобус оснащен автоматической коробкой передач и задним ведущим мостом. Передние тормоза модели – дисковые, задние – барабанные. Подвеска пневматическая, передняя – независимая, задняя – зависимая. Для НЕФАЗа-5299-31-57 предусмотрена заводская гарантия на два года или 200 тыс. км пробега.

Автобус-вездеход

Полноприводный автобус КАМАЗ-6250 для вахтовиков разработан по заказу «Газпрома». Это настоящий внедорожник для перевозки пассажиров: полноценный автобус среднего класса с каркасно-панельным монокузовом.

Оригинальный дизайн автобуса-вездехода рифмуется с грузовиками «КАМАЗ» новейшего поколения К5, общие черты есть у передней маски. В свою очередь, кузов автобуса базируется на шасси КАМАЗ-43502 (4×4), крупнотоннажного грузовика повышенной проходимости.

4493425df4c0efd724faee647c8423717f8bb8d7.jpg
Пресс-служба Президента Татарстана

Вахтовый автобус по желанию заказчика может быть выполнен как в дизельном, так и газовом варианте, работающем на сжиженном или сжатом природном газе. Причем последний оснащается дополнительным набором опций – северное исполнение и увеличенный до 550 км запас хода.

Вместимость салона автобуса-вездехода – 32 пассажира. Есть вариант и с 23 пассажирскими местами, но оборудованный багажными отсеками. Автобус соответствует требованиям по безопасности при езде по бездорожью. Силовой каркас обеспечивает сохранность пассажиров при опрокидывании, установлены сиденья с трехточечными ремнями безопасности.