Профессии Ростеха: сварщик

Профессии Ростеха: сварщик

Госкорпорация Ростех объединяет сотни тысяч высококлассных профессионалов с большим опытом, уникальными навыками и компетенциями, которые используются в создании сложных научно-технологических проектов. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители самых редких и необычных специальностей.

Сегодня мы рассказываем о сварщиках, и эта профессия, кажется, в представлении не нуждается. Да и особенно современной и редкой ее не назовешь. Но при этом сложно назвать отрасль промышленности, где не востребованы сварщики. Работа у них всегда самая ответственная – машиностроения, автомобилестроения это касается в первую очередь. Наши герои работают на КАМАЗе, где собраны, пожалуй, лучшие сварщики страны. И вот уж о чем действительно мало кто знает, у них есть своя квалификационная степень – аттестация по системе Национального агентства контроля сварки (НАКС).

Профессия сварщика в башкирском городе Туймазы считается очень престижной, как и работа на заводе автобетоновозов КАМАЗа ТЗА. Сейчас на предприятии трудятся более 100 сварщиков с десятилетним стажем. Для Артура Исаева это дело стало настоящим призванием, а может, и гены сыграли свою роль.

– Дед был сварщиком, и меня всегда завораживал синий свет, исходящий от сварки, – вспоминает Артур.

Но дело своей жизни, как известно, многим удается найти не сразу. Вот и Артур, окончив школу, пошел учиться на юриста. Но синий огонек из детства оказался уж очень притягательным, и молодой человек в итоге предпочел диплом сварщика диплому юриста. Пошел работать в «нефтянку», благо уровень знаний, компетенций и подготовки позволял брать на себя самые сложные задачи.

Сварщики такой высокой квалификации, как Исаев, действительно предпочитают трудоустройство в нефтегазовом секторе, едут работать на Крайний Север, рассказывает и.о. директора по персоналу Евгения Преснякова. Поэтому «схантить» такого сотрудника не так-то и просто, с Артуром достаточно долго велись переговоры, делится она.

Завод не прогадал – швы, выполненные Исаевым, сварены всегда на «отлично». Все потому, что ему нравится его работа, признает Артур. Но, конечно, еще нужны и знания – надо как минимум разбираться в основах работы сварочного аппарата, уметь сваривать разные виды соединений, объясняет он. Качество – самый важный параметр, поэтому надо быть в курсе методов его контроля, знать, какие бывают дефекты и браки швов и что сделать, чтобы их предупредить и устранить.

KAM_2551.JPG

Чтобы подтвердить свои знания для себя и работодателя, Артур прошел аттестацию по системе Национального агентства контроля сварки (НАКС). Сварщики, прошедшие аттестацию НАКС, могут работать со сложным сварочным оборудованием и выполнять самую ювелирную работу.

Нашлась такая работа и для Артура – ему доверили сварку рам для полуприцепов к «КАМАЗам». Это произошло осенью прошлого года, когда их производство перенесли на ТЗА с НЕФАЗа. Такое решение было принято в немалой степени и из-за наличия на Туймазинском заводе большого числа сварщиков высокого профессионального уровня. Рама полуприцепа относится к основным узлам, а стало быть, от качества сварки зависит судьба всего конечного продукта.

Для контроля качества сварного шва на заводе используют разные методы, в том числе и самые передовые. В частности, радиографический контроль, который дает возможность с высокой точностью обнаруживать дефект и определять его форму, размер, точное местоположение, говорит бригадир сварочного цеха Тимур Ямаев.

Он уверяет, что его команда работает без дефектов, но все равно они выявляются. Не из-за человеческого фактора, но только по причине неудовлетворительных свойств материала: плохого качества проволоки, газа, ржавчины на деталях. Эти дефекты бригада устраняет, вырезает, зачищает и продолжает сварку. В последние два года качество выросло еще и из-за замены состава газа с чистой «углекислоты» на смесь аргона с углекислым газом. Брызг мало, швы выходят очень хорошо, объясняет бригадир.

Руководство завода заинтересовано, чтобы сварщики работали на современном оборудовании, поэтому предложило совместно решить, какие аппараты лучше закупить.

Сварка рамы проходит по тому же принципу, что и у слесарей на сборочном конвейере: лонжерон, сборка, сварка, затем обварка, зачистка и сдача.

– Сварщик на своем оборудовании задает данные согласно технологической карте и идет работать. Моя операция – сборка и обварка лонжеронов с двух сторон. Далее следующее звено сварщиков занимается своей работой, – поясняет Артур.

Суточный план у бригады – пять рам. Это хороший темп, считают специалисты. Кроме выполнения профессиональных обязанностей, в бригаде есть место и дискуссиям, и «мозговым штурмам». Например, недавно сварщики выдвинули альтернативный вариант по приобретению новых сварочных аппаратов, за счет которого они собираются поднять и качество шва, и увеличить скорость выполнения работ. Когда поступают новые виды металлоконструкций, вся бригада вместе решает, как ускорить рабочий процесс, чтобы повысить производительность, выдвигает идеи по использованию разного снаряжения для той или иной задачи.