Успешные в «неженском деле»: конструктор газоперекачивающих агрегатов

Успешные в «неженском деле»: конструктор газоперекачивающих агрегатов

Фото: Объединенная двигателестроительная корпорация

Разработка двигателей, казалось бы, чисто мужская тема. Тем не менее в создании современных силовых установок для авиации и других отраслей принимают участие и женщины. Женщины-инженеры на деле доказывают, что любую работу можно делать достойно и при этом достичь успеха независимо от пола. В канун Международного женского дня представляем вам истории о женщинах, выбравших инженерную стезю.

Мы уже рассказывали об инженерах-конструкторах, разрабатывающих двигатели для полетов. А Полина Салова работает над созданием газоперекачивающих агрегатов в «ОДК-Газовые турбины» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Ее конструкторская стихия – земля. О ключевых направлениях развития энергетического оборудования, разработках с нуля, сложностях и возможностях инженерной профессии – в нашем интервью.
   

О профессиональном пути

Я инженер-конструктор в третьем поколении двигателестроителей. Моя бабушка закончила Куйбышевский авиационный институт (ныне – Самарский государственный аэрокосмический университет имени С.П. Королева) и по распределению приехала работать в Рыбинск. Дед родом из Рыбинска, но учился в Уфе – в Уфимском авиационном университете. Родители тоже получили образование по специальности «Авиационные двигатели» в Рыбинском авиационном технологическом институте – так раньше назывался Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева (РГАТУ). Родители до сих пор работают на предприятии. Бабушки и дедушки уже, к сожалению, нет в живых, но их работа на протяжении всей жизни была связана с проектированием авиационных двигателей.

В детстве я жила в небольшом поселке. Как и все дети, активно занималась разными видами спорта, а для души выбрала курсы кройки и шитья, но у меня не очень хорошо получалось. В итоге ходила с мальчиками на кружок конструирования и программирования.

Техническое образование всегда было актуально. О двигателестроении я много узнала от родных. В 11-м классе пошла на подготовительные курсы в РГАТУ, куда потом поступила на специальность «Авиационные двигатели и энергетические установки». Там мы познакомились с будущим мужем, он учился со мной в группе. Сейчас муж тоже работает в «ОДК-Газовые турбины», на производстве.

Отдел, в который я пришла работать в «ОДК-ГТ», занимался проектированием газопоршневых энергоустановок. Это была новая тема не только для меня, но и для всего предприятия. Мне очень повезло с руководителем и наставниками, потому что адаптация прошла быстро и максимально эффективно. Наше конструкторское бюро было расположено непосредственно в цехе, где собирали газопоршневые энергоустановки. Мы напрямую работали с производством. Это был полезный опыт.

У нас молодой коллектив, люди, которые горят своим делом, внедряют новые идеи. Так, мы разработали агрегат с нуля! Подобного в России еще не было. Проект был реализован в кратчайшие сроки. С момента подбора двигателя до пробного испытания агрегата прошел один год.

Без сложностей, конечно, не обходилось. Так, во время испытаний газопоршневой электростанции РГПЭУ, спроектированной для поставки на Крайний Север, в нашей области стояла аномальная жара – температура достигала слишком высоких значений для эксплуатации агрегата. Было принято интересное решение. Для исключения перегрева кулера от прямых солнечных лучей развернуть изделие на 180 градусов и заменить антифриз на воду. Испытания прошли успешно.
 

О работе

Я занимаюсь 3D-компоновкой в программе объемного моделирования: расстановкой оборудования внутри блока, разработкой чертежей на крупногабаритные сварные конструкции и др.

Больше всего удовольствия получаю, когда вижу готовую продукцию. Объекты, которые когда-то родились в коллективе с моим участием, сначала отобразились на экране монитора, а потом появились в реальности. Это вершина творческого процесса. Самое сложное для конструктора – оставаться в рамках.

Салова_П_горизонт.jpg

Мы выпускаем товарный продукт, мы не продаем свои фантазии, а удовлетворяем потребность заказчика, при этом следуя конкретным требованиям, ГОСТам. Конечно, есть и жесткий срок исполнения: поступает заказ – мы сразу должны начать работу.

Мотивацией для меня является то, что каждым походом на работу я приношу пользу своей стране. Производство газоперекачивающих агрегатов дает работу тысячам человек, приносит тепло в дома, поддерживает развитие промышленности в нашей стране. Когда заходишь в цех и видишь, что твои идеи обрели жизнь, испытываешь настоящее вдохновение!

Для инженера-конструктора, как и в целом для работника двигателестроительной отрасли, важен аналитический склад ума, высокая ответственность, способность принять решение и аргументированно его отстоять. В процессе работы может возникать множество интересных решений. Но если человек не умеет отстаивать свою позицию, они не будут реализованы.

О жизни

У всех людей бывают моменты, когда устал или что-то не получается. Но у нас всегда много задач. Нужно переключиться и абстрагироваться – и сразу все стабилизируется. Появляются новые мысли, и можно выйти из этого положения без стресса и нервов.

Я достаточно спокойный человек, редко испытываю сильный стресс. Вечер, проведенный с семьей, помогает расслабиться и эмоционально перезагрузиться.

Навыки конструктора помогают в повседневной жизни. Так, я сама разработала проект загородного дома, который уже реализован на две трети. Мы с мужем посмотрели много проектов, и практически к каждому были замечания. Я взяла от них лучшие решения и составила свой проект.
 

О настоящем и будущем

На нашем предприятии есть несколько принципиально новых направлений. В газоперекачке это унифицированный блочно-модульный газоперекачивающий агрегат – очень эффективная разработка. Его уникальность заключается в том, что можно одновременно применять различные типы газотурбинных двигателей. Конструкция блочно-модульного агрегата позволяет поставлять на объект заказчика блоки в максимальной заводской готовности, что существенно сокращает сроки и стоимость монтажа.

Первой разработкой такого агрегата на нашем предприятии стал унифицированный газоперекачивающий агрегат УГПА-16. Он был спроектирован с применением двигателя ПС-90ГП-2 (изготовитель – «ОДК-Пермские моторы»). Всего тогда в Вологодскую область было поставлено пять агрегатов суммарной мощностью 80 МВт. Следующий УГПА-16 был спроектирован с двигателем АЛ-31СТ (изготовитель – «ОДК-УМПО»). На объект было поставлено два таких агрегата. Еще две очереди из шести и девяти агрегатов мощностью 25 МВт каждый будут поставлены для газопровода «Сила Сибири» в Хабаровский край.

3.jpg
Газотурбинный агрегат ГТА-8. Фото: ОДК 

Еще одно перспективное направление – энергетика. Спроектированы и находятся в процессе изготовления четыре энергетических установки ГТА-8 для электростанции собственных нужд мощностью 32 МВт на ледостойкую добывающую платформу арктического шельфа. Это первый отечественный проект подобной установки.

Агрегат устойчив к экстремальным условиям: соленой воде, штормам и отрицательным температурам. В нем применен двигатель ГТД-8РМ производства ПАО «ОДК-Сатурн». Агрегаты будут установлены непосредственно на платформе, размещенной в Карском море, где будут вырабатывать электричество для нужд добывающей станции. Это очень интересный проект, первый в России. Мы очень ждем, когда его целиком изготовят, хотим увидеть испытания.

Начинающим карьеру

В первые три года жажда знаний должна взять верх над финансовой составляющей. Нужно понимать, что каждый день нам приносит знания, и брать из него все, что только возможно. Не останавливаться на достигнутом. Всегда доходить до сути. Если не можешь разобраться в чем-то сам – спрашивать, перенимать опыт старшего поколения. Практически в каждом конструкторском бюро есть люди, которые непосредственно разрабатывали первые установки. У них за плечами грандиозный опыт, и мы просто обязаны им воспользоваться. И если не применить дословно, то, опираясь на него, разработать что-то новое.