Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации

Спасение с неба: Национальная служба санитарной авиации

Развитие санитарной авиации входит в число приоритетных направлений нацпроекта «Здравоохранение». На сегодняшний день летающая скорая помощь уже работает в 64 регионах России и в ближайшее время станет доступной практически каждому жителю нашей страны. Ростех с 2017 года активно участвует в этом важнейшем проекте. Госкорпорация выступила инициатором организации Национальной службы санитарной авиации (НССА), поставляет для нее вертолеты и медоборудование. Рассказываем об особенностях работы и технике НССА.

Путь развития воздушной «скорой»

Отсчет истории санитарной авиации в нашей стране можно вести с 1927 года, когда появилась первая отечественная специализированная машина К-3. Создана она была на базе самолета К-2 разработки конструктора Константина Калинина. «Санитарка», построенная по заказу общества Красного Креста и Красного Полумесяца, почти не отличалась от предшествующей модели по своей конструкции и летным характеристикам, но была оборудована для перевозки врача и двух лежачих или четверых сидячих пациентов.

В начале 1930-х годов появилась медицинская версия самолета-амфибии Ш-2, с конца 1940-х в качестве «санитарок» стали использовать поистине универсальную рабочую лошадку Ан-2, знаменитый «кукурузник», а затем и другие модели, в том числе и реактивный Ту-104.

Но настоящую революцию в распространении воздушной скорой медицинской помощи произвели не самолеты, а вертолеты, получившие распространение во второй половине прошлого века. Ведь винтокрылой машине не нужна оборудованная взлетно-посадочная полоса, и приземлиться она может хоть на поляне в густом лесу.

r3-V9YoRGzA.jpg
Санитарный вертолет Ми-2

Незаменимым помощником медиков стал вертолет Ми-2, появившийся в середине 1960-х годов. К 1968 году в Советском Союзе самолетами и вертолетами располагали более 160 больниц. В 1970-е годы число вылетов авиации в целях оказания медпомощи составило боле 100 тыс. в год. В советские годы санавиацией в разное время занимались Министерство гражданской авиации и Минздрав

В сложные 1990-е годы свою спасательную авиацию организовало МЧС, отдельные авиагруппы находились в распоряжении крупных региональных медицинских структур и учреждений. Отрасль удалось сохранить, но зачастую использовались летательные аппараты устаревших моделей, арендовались самолеты и вертолеты сторонних коммерческих организаций. Единых для всей страны стандартов просто не существовало. В результате количество вылетов санавиации сократилось в разы.

Возрождение в национальном масштабе

В 2013 году проблема воздушной скорой помощи стала решаться на самом высшем уровне. Президент поручил правительству организовать современную и хорошо оборудованную систему летающей «скорой» в масштабах всей страны. В 2016 году появился приоритетный проект «Развитие санитарной авиации».

В конце 2017 года Ростех выдвинул инициативу о создании единого национального оператора санитарной авиации. Так появилась Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая занимается оказанием воздушной медицинской помощи по единому стандарту в формате 24/7. 

5fnp3j2247xbtkt7vlyrihcqyuoq4gzq.jpg

В авиапарке НССА эксплуатируются винтокрылые машины двух моделей: средние Ми-8 (модификации АМТ или МТВ-1) и легкие «Ансаты» производства холдинга «Вертолеты России» Ростеха. За медтехнику на борту отвечает тоже Ростех, и основное оборудование произведено предприятиями Госкорпорации.

Вертолеты оборудованы всеми необходимыми приборами для поддержания жизни пациентов в полете, некоторые из них располагают и системами жизнеобеспечения для перевозки новорожденных.

Скоростной и маневренный «Ансат» обычно используется для экстренной эвакуации больных и пострадавших в ЧС в городах и на равнинной местности. Пилоты НССА могут точно приземлиться на самые, казалось бы, неподходящие площадки, вплоть до дачных участков. Вертолет способен перевозить одного лежачего пассажира и двух медработников. В числе медоборудования – аппарат искусственной вентиляции легких, система мониторинга, дефибриллятор, аспиратор – все, что нужно, чтобы поддерживать состояние самых тяжелых больных.

За оказание скорой воздушной медпомощи в отдаленных, труднодоступных, горных районах отвечает Ми-8, один из самых надежных вертолетов в мире. Эта машина может эвакуировать четырех тяжелых лежачих больных и до двадцати пациентов легкой и средней тяжести.

8f6t2sc9wc1fs6dvj0n04zzvoqw0wk85.jpg

В 2022 году вертолеты Национальной службы санитарной авиации произвели около 7 тыс. вылетов. Были экстренно вывезены более 8 тыс. пациентов, которые находились в критическом состоянии. Среди них более 1,5 тыс. детей до семи лет, в том числе 438 младенцев в возрасте до одного года.

Вертолеты НССА спасают людей в ситуациях, когда счет буквально идет на часы, а то и на минуты, людей, которым стало плохо в горах, отдаленных местностях со сложными природными условиями. Но их помощь незаменима и в крупных мегаполисах, когда из-за плотности автомобильного движения «скорые» вынуждены терять драгоценное время. Когда требуется перевезти пациента с инсультом, инфарктом или получившего тяжелые травмы в ДТП, когда нужно срочно помочь беременной женщине с патологией или новорожденному, часто альтернативы летающей скорой помощи просто нет.

В общей сложности с момента создания в 2019 году НССА эвакуировала более 16,5 тыс. пациентов. Что же касается количества вылетов, то этот показатель вырос с 5 тыс. в 2021 году до 7 тыс. в 2022 году.  Таким образом, НССА уже достигла почти половины от потенциала в 15,5 тыс. полетов, запланированного при выходе на полную мощность. За прошедший год зона работы службы увеличилась с 34 до 64 регионов. Всего же в стратегических планах службы – организация 130 баз воздушных судов и топливозаправочной сети по всей стране.

5a6cae6a0043e7b4e0d6662f442bfb3c.jpg

В 2022 году НССА совершала полеты в Сахалинской, Новосибирской, Свердловской, Воронежской, Новгородской, Ленинградской, Тверской, Самарской, Астраханской, Курской и Рязанской областях, Бурятии, Калмыкии, Дагестане и Чеченской Республике, Ставропольском, Камчатском и Приморском краях, на Чукотке и в других субъектах РФ.

Сейчас в интересах Министерства здравоохранения работают 75 вертолетов – «Ансат», Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1. Уже в ближайшей перспективе число винтокрылых машин воздушной скорой помощи предполагается увеличить еще на 30 единиц. В дальнейшем авиапарк будет расширяться.