Путешествия с Ростехом: Уфа

Путешествия с Ростехом: Уфа

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, Жуковском, Перми, Туле и Лыткарино, а сегодня отправляемся в столицу Башкирии – Уфу.

За свою многовековую историю город успел накопить богатое наследство, обзавестись множеством памятников культуры. Кроме того, Уфа является крупным промышленным центром – здесь расположено около 200 предприятий, в числе которых много «ростеховских». В столице Башкирии производят двигатели для современных самолетов, выпускают новейшие вакцины против смертельных заболеваний, создают аппаратуру для космических кораблей.

ΘΦΘ: город трех шурупов

Совсем скоро, в 2024 году, столица Башкирии отпразднует свой юбилей – 450-лет со дня основания. Конечно, история этого города отсчитывается далеко не столетиями – люди здесь жили всегда, еще со времен неолита. Уфа в качестве города появляется в XVI веке – во время правления царя Ивана Грозного на уфимском полуострове возникли первые масштабные постройки. 

Отправной точкой строительства города стало возведение Уфимского кремля, на правом берегу реки Белой, недалеко от устья реки Уфы. Кстати, говорят именно речка и дала название новому городу. Хотя существуют и другие версии. Например, что слово «уфа» восходит к древнетюркским словам «уба» (холм, курган) или «уфак» (малый, небольшой). За границей существует и «неземная» версия – часто название «Уфа» связывают с UFO, что в переводе с английского означает НЛО. Впрочем, среди шуточных названий Уфы более популярно прозвище «город трех шурупов». Ведь на башкирском ӨФӨ выглядит как три перечеркнутых круга, напоминающих шурупы.

Всех версий не перечислить, но одно остается несомненным – именно с Уфимского кремля начинается история Российского государства на здешних землях. Сегодня на месте основания Уфы находится одна из ее главных достопримечательностей – монумент Дружбы. 

Монумент_Дружбы_07.jpg
Фото: Akonev66 / wikimedia.org

Отсюда обычно начинаются все обзорные экскурсии по городу. Посмотреть в Уфе есть что – исторический центр богат памятниками архитектуры, каждый из которых может рассказать свою удивительную историю. А еще Уфа – самый зеленый город-миллионер России, на одного жителя приходится 202 кв. метров зеленых насаждений. При этом башкирская столица является крупным промышленным центром Предуралья.

Начало промышленного бума в истории Уфы относят к 30-м годам прошлого столетия. В мае 1935 года началось строительство Уфимского нефтеперерабатывающего завода, который стал крупнейшим предприятием страны. В годы Великой Отечественной войны уфимская промышленность работала на фронт – выпуск продукции на предприятиях города вырос в пять раз. Этому способствовало и то, что в самом начале войны в Уфу было эвакуировано около 50 предприятий со всех концов страны. В послевоенные годы индустриализация города продолжилась, заводы и фабрики переходили на выпуск мирной продукции.

Уфимские двигатели прогресса

Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОДК-УМПО) – предприятие с большой историей. Завод, начавший свою работу с выпуска комбайновых моторов, позже сменил профиль на производство моторов для авиации. Силовые установки, произведенные на этом уфимском заводе, подняли в небо около 170 типов и модификаций самолетов. В их числе – самый массовый истребитель третьего поколения МиГ-21, истребитель-бомбардировщик МиГ-27, перехватчик Су-22, штурмовик Су-25. С начала 1980-х годов на УМПО выпускается один из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации − АЛ-31Ф для истребителей Су-27 и его модификаций.

Сегодня «ОДК-УМПО» входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха и участвует практически во всех основных проектах отечественного авиационного двигателестроения. Уфимское предприятие ведет работу над перспективными двигателями для истребителей пятого поколения Су-57, работает по проекту ПД-14 для лайнера МС-21, выпускает компоненты вертолетных двигателей ВК-2500.

1.jpg
Фото: ОДК

В прошлом году на базе «ОДК-УМПО» был открыт новый центр по производству узлов вертолетных двигателей мощностью до 350 моторокомплектов в год. В России это первое профильное производство такого масштаба. Здесь будут выпускаться узлы серийных и перспективных вертолетных двигателей: ВК-2500, ТВ3-117, ВК-650В, ВК-1600В, в том числе для вертолетов семейства Ми-8/17, ударных Ми-28 и Ка-52, а также многоцелевых Ка-226Т и Ка-62.

Кроме того, на базе «ОДК-УМПО» создается Производственно-учебный центр авиационного кластера Госкорпорации Ростех – отдельное здание площадью 14,5 тыс. кв. м, где разместятся 150 единиц учебного оборудования. Ежегодно выпускниками Центра станут около 2 тыс. специалистов, которые будут востребованы не только в «ОДК-УМПО», но и на других предприятиях Ростеха в Башкортостане.

«Молния» зажигает

Если в «ОДК-УМПО» двигатели производят, то в УНПП «Молния» двигателям «добавляют искру» – предприятие занимает 95% российского рынка в области разработки систем зажигания для авиационных двигателей.

Уфимское научно-производственное предприятие «Молния» входит в состав холдинга «Технодинамика». История предприятия на башкирской земле насчитывает восемь десятилетий – в 1941 году завод был эвакуирован в Уфу. В военное время здесь выпускали свечи для поршневых двигателей самолетов. В 1950-ые годы появились первые изделия электронной автоматики, в следующее десятилетие – электронная аппаратура регулирования двигателей с применением управляющих бортовых вычислительных машин, а в 1980-е годы специалисты предприятия создали первую отечественную бортовую встраиваемую микро-ЭВМ.

2afc865d5f82bffd5b2e9087b6af5d37.jpg

Сегодня разработанные «Молнией» изделия нашли свое применение практически на всех отечественных самолетах и вертолетах, а также на летательных аппаратах стран дальнего и ближнего зарубежья. На предприятии ведется разработка системы зажигания для двигателя большой тяги ПД-35, а производство аналогичной системы для ПД-14 уже освоено серийно.

Непрерывно продолжается и освоение новых типов продукции. На предприятии разработана, сертифицирована и запущена в серию электронная аппаратура управления и контроля для маршевых и вспомогательных двигателей учебно-боевого самолета Як-130 и самолета-амфибии Бе-200, вертолетов Ка-52, Ка-31, Ми-8 и их модификаций. 

На страже национального иммунитета

В прошлом году исполнилось 115 лет одному из ведущих научно-промышленных комплексов России по разработке и выпуску иммунобиологических лекарственных средств – уфимскому «Иммунопрепарату». Сегодня предприятие является филиалом НПО «Микроген» (находится под управлением холдинга «Нацимбио»).

Трудовая биография предприятия началась с создания Пастеровской станции, в штате которой значилось лишь пять человек. В Уфе был начат выпуск оспенного детрита, а в 1907 году производство противодифтерийной и противоскарлатинозной сыворотки. Производство расширялось год за годом, его подлинный расцвет пришелся на 1930-е годы – именно в это время в институте производство бактерийных препаратов было поставлено на новый, более качественный уровень. Это позволило в годы войны наладить здесь выпуск вакцин и бактериофагов, которые были жизненно необходимы фронту. Благодаря работе уфимских микробиологов удалось предотвратить «эпидемический пожар», что спасло сотни тысяч жизней.

159885.jpg
Фото: Нацимбио

Сегодня предприятие выпускает вакцины для применения в рамках Национального календаря профилактических прививок. Производство вакцин продолжает модернизироваться – созданы новые подразделения и производственные участки. В этом году именно на площадке уфимского «Иммунопрепарата» начнется выпуск новейшей российской вакцины – препарата «МенингоВак А+С» для профилактики менингококковой инфекции. Годом ранее здесь был запущен первый в России Биологический ресурсный центр по изучению бактериофагов. Центр является хранилищем уникальной коллекции микроорганизмов из более чем 10 тыс. штаммов бактериофагов, которые будут использованы при конструировании актуальных, клинически эффективных и безопасных препаратов.

Из Уфы в космос и обратно

Уфимское приборостроительное производственное объединение (УППО) в этом году отмечает свой 65-летний юбилей. Сегодня предприятие входит в состав КРЭТ и специализируется на серийном выпуске бортового оборудования, в том числе автопилотов, систем управления и прочих изделий для авиапрома. В Уфе производится около трети всех вычислительных машин систем управления для российской авиации. Также на УППО освоено производство нефтегазового оборудования: пневматических приводов со струйным двигателем.

В истории предприятия есть место и космических успехам. В середине 1960-х годов в Уфе производили блоки управления для космических кораблей, орбитальной станции «Мир». Пожалуй, один из самых необычных космических заказов специалистам УППО поступил в 1971 году – создание первой электробритвы для космонавтов.

63-0.jpg
Электробритва «Агидель-К»

Воспользоваться обычной бритвой в космосе весьма затруднительно – главная проблема заключается не в отсутствии обычной сети в 220 В, а в отсутствии гравитации. Электробритва «Агидель-К» была создана уфимскими специалистами в результате совместной работы с конструкторами космических кораблей. Кроме питания от бортовой сети 27 В, она получила встроенный микропылесос. Первыми качество электробритвы оценили советские космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин – свой положительный отзыв они озвучили на весь мир прямо с орбиты. Позже еще не одно поколение советских космонавтов пользовалось этим космическим гаджетом из Уфы. Между тем у электробритвы «Агидель» богатая история и на Земле – эта уфимская марка хорошо известна, особенно старшему поколению россиян.