Профессии Ростеха: инженер-программист

Профессии Ростеха: инженер-программист

Фото: НИТИ «Прогресс»

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и десятках других специальностей.

Герой сегодняшнего выпуска − Сергей Смирнов, ведущий инженер-программист Научно-исследовательского технологического института «Прогресс» под управлением компании «РТ-Капитал» Госкорпорации Ростех. Основная специализация института − сварочные технологии и оборудование, а также технологии обработки металлов давлением.

− Почему вы выбрали специальность инженера-программиста? Какое образование требуется и сколько лет нужно учиться?

− Поскольку по складу ума я всегда считал себя технарем, то после школы поступил в технический вуз нашего города − ИжГТУ. Чем конкретно буду заниматься, я в то время не до конца представлял, но знал, что это точно должно быть связано с инженерной деятельностью. Учился я на кафедре «Приборостроение», где основной упор делался на разработку электрических приборов и схем, но также были курсы проектирования механики и разработки программного обеспечения. 

После института я сразу устроился в НИТИ «Прогресс» на должность инженера-программиста. Задачи автоматизации промышленных процессов, которые решались в институте, сразу показались мне очень интересными, и процесс перехода от учебы к трудовой деятельности дался мне легко. 

Нужно ли непременно высшее образование в моей работе − вопрос дискуссионный, так как у нас работали разработчики и с неоконченным, и с непрофильным образованием. Что точно необходимо, так это технический склад ума и желание учиться новому. 

Что касается того, сколько лет нужно учиться, то тем и интересна работа в сфере автоматизации и программирования, что технологии постоянно обновляются и совершенствуются, появляются новые языки программирования и инструменты разработки, так что процесс обучения всегда продолжается.

− Какие знания и опыт нужны инженеру-программисту?

− Долгое время я проработал в должности инженера-программиста, и в этой работе слово «инженер» не менее важно, чем «программист». То есть недостаточно знать какой-то язык программирования и писать на нем. Необходимо также умение читать электрические схемы, понимать, как устроены изготавливаемые установки, какие существуют технологические нюансы в их работе. Также очень важно знание технического английского языка хотя бы на среднем уровне, так как очень много документации и книг, применяемых в работе, не переведены на русский. 

− С каким оборудованием работает инженер-программист? Как проходит ваша работа?

− В основном я работаю с интегрированными средами разработки (IDE), пишу код для компьютеров и промышленных контроллеров. Также участвую в пуско-наладке оборудования. Общаюсь с заказчиками и потребителями наших установок, чтобы учесть пожелания и опыт использования в новых проектах. По возможности читаю статьи на специализированных сайтах по автоматизации и по компьютерной тематике. Бывает, что оттуда удается позаимствовать идеи для улучшения эффективности как своей работы, так и работы установок.

− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

− Вскоре после начала работы в институте я оказался в новом отделе, занимающемся разработкой и внедрением установок электронно-лучевой сварки. Наш институт имел опыт изготовления таких установок еще со времен СССР, но к концу нулевых годов назрела необходимость пересмотра подхода к проектированию как самих установок, так и систем управления к ним. 

Перед разработчиками программного обеспечения ставилась задача создания простых в освоении и надежных в работе программ, которыми смогли бы пользоваться даже люди, не работавшие ранее в сфере промышленной автоматизации. Также мы стремились к тому, чтобы новые программы были удобны в использовании, выглядели эргономично и современно.

В рамках этой задачи я занимался разработкой системы полуавтоматического построения сварочной программы, аналогов которой в то время в отрасли не существовало. Внедрение этой системы, названной нами «Контуром», было призвано существенно облегчить процесс сварки для оператора электронно-лучевой установки и минимизировать риск ошибок в результате человеческого фактора. 

Одна из первых установок, на которых эта система была применена, изготавливалась для Новосибирского авиационного завода. В результате процесс сварки кабины самолета сократился с тридцати рабочих смен до четырех. Самая первая кабина была вообще сварена от начала до конца за 24 часа непрерывной работы, что было весьма примечательным событием.

− Какие ваши дальнейшие планы?

− В планах – совершенствование алгоритмов работы нашего программного обеспечения. Постоянно обновляется применяемое стороннее оборудование, и стоят задачи его освоения. Есть желание на регулярной основе улучшать свой английский, а также хотя бы для начала на базовом уровне изучить язык программирования Go. 

− Как вы думаете, какие перспективы у профессии инженера-программиста?

− Сейчас промышленное производство в нашей стране растет в самых разных отраслях. Старое оборудование активно заменяется новым. В текущих условиях у отечественных производителей есть все условия и возможности для роста. Одним из сдерживающих факторов как раз и является кадровый дефицит как классических айтишников, так и инженеров-программистов.

Но если работа в IT-отрасли уже сейчас является престижной и привлекает много молодых специалистов, то профессии инженера-программиста в сфере промышленной автоматизации только предстоит стать таковой. Тем не менее я считаю, что в ближайшем будущем это произойдет, ведь именно сейчас появляется понимание, что производство в России должно стать более эффективным и массовым.