Конструкторские династии. Часть 2

Конструкторские династии. Часть 2

Для профессионала, будь он ученым или инженером, передать любовь к своему делу, свои знания потомкам – это бесценная возможность. Профессиональные династии как социальный институт являются важной формой профессиональной преемственности. Можно сказать, что именно династии, семьи профессионалов, сохраняющие традиции, и создают историю.

Мы уже рассказывали про современные рабочие династии на предприятиях Ростеха, а теперь проследим, как племянники, дети и внуки конструкторов продолжили дело своих именитых родственников.  

Стечкины

Главный моторист Советского Союза: к 130-летию Бориса Стечкина

Фамилию Стечкиных прославили двигателист Борис Сергеевич и конструктор стрелкового оружия Игорь Яковлевич. Первого называют главным мотористом Советского Союза. Он получил звание профессора уже в 30 лет, разработал теорию воздушно-реактивных двигателей и заложил основы современной авиации. В тандеме со своим троюродным братом Александром Микулиным Стечкин создает множество моделей авиационных двигателей, в том числе для бомбардировщика Ту-16 и истребителя-перехватчика Як-25.

Стечкин: человек и пистолет

Оружейник Игорь Яковлевич Стечкин приходился Стечкину-двигателисту племянником. Он известен, прежде всего, как создатель в конце 1940-х годов автоматического пистолета Стечкина (АПС), который до сих пор уважают представители спецподразделений. Занимался оружейник и проблемами скрытной стрельбы, разработав пистолет-портсигар. Работал Игорь Яковлевич в ЦКБ-14 и ЦКИБ СОО (сегодня − Конструкторское бюро приборостроения в составе Ростеха).
 

Туполевы

Андрея Николаевича Туполева можно в полной мере назвать отцом-основателем современного авиастроения. Он создал более 100 типов самолетов, но не менее ценно другое его наследие – это целая плеяда видных авиаконструкторов и ученых, возглавивших самолетные КБ. Среди них и продолжатели династии Туполевых – сын Алексей Туполев, который после отца возглавил ОКБ, а также внук, тезка своего знаменитого деда, Андрей Туполев, занимающий сегодня должность советника генерального директора ПАО «Туполев».

4_АНТ-и-ААТ-960x692.jpg
Туполев А.А. и Туполев А.Н.

Туполев-сын внес немалый вклад в советскую авиационную отрасль. Его ключевой работой стал Ту-144, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Также он участвовал в проектировании многоразового космического корабля «Буран». Туполеву-внуку авиастроительная карьера приглянулась не сразу – в детстве он хотел быть историком, но в итоге кровь взяла свое, и он тоже стал авиаконструктором.
 

Ильюшины

photo_2023-01-12_17-52-52.jpg
С.В. Ильюшин

Еще одним конструктором, стоявшим у истоков отечественной авиации, был Сергей Владимирович Ильюшин, чье 130-летие отмечается в этом году. В послужном списке КБ его имени − более 120 типов самолетов различных типов и модификаций. Как и Туполев, Ильюшин воспитал целый ряд выдающихся специалистов в авиации, одним из которых стал и его сын – Владимир Сергеевич.

265521_original.jpg
В.С. Ильюшин

Ильюшин-младший хотя и связал свою жизнь с авиацией, но выбрал свой путь, отличный от отцовского, – стал летчиком-испытателем. Долгое время он первым поднимал в воздух машины КБ Сухого, был заместителем главного конструктора бюро. Интересно, что с личностью Владимира Ильюшина связана долгоживущая конспирологическая теория, что якобы именно он, а не Юрий Гагарин, был первым советским космонавтом, но полет прошел неудачно и поэтому был засекречен.