Инженерные войска: без права на ошибку

Инженерные войска: без права на ошибку

Фото: Минобороны 

В этом году исполняется 320 лет российским инженерным войскам. Начало этому роду войск было положено Петром I, который 21 января 1701 года издал указ об открытии Школы пушкарского дела, где готовили артиллеристов и военных инженеров. В мирное время инженерные войска помогают в ликвидации последствий природных и техногенных катаклизмов, обезвреживают мины, оставшиеся после военных конфликтов. Для решения разноплановых задач военные инженеры оснащаются специальной техникой, о которой мы расскажем в нашем материале.
 

История инженерных войск насчитывает не одну сотню лет. И если задачами первых военных инженеров в основном было возведение и разрушение укреплений, то современные инженерные войска решают более широкий круг проблем. Это и прокладка дорог, и строительство тех же укреплений, и организация переправ через водоемы, и вопросы минирования-разминирования, и маскировочные мероприятия. 

У военных инженеров есть свои учебные заведения, свой «красный день календаря» и, конечно, своя спецтехника. Нужно сказать, что при не самой большой, по сравнению с другими родами войск, численности личного состава, инженерные войска отличаются объемной и разнообразной номенклатурой спецсредств. 

tild6531-3537-4666-b063-656237393062__INZHENERI-10.jpg
Фото: Минобороны

Некоторые из инженерных машин похожи на своих гражданских коллег, другие же представляют собой уникальные разработки, созданные специально для задач инженерии. Большое количество техники для российских инженерных войск разрабатывается и выпускается силами крупнейшего в стране машиностроительного комплекса «Уралвагонзавод» (УВЗ), входящего в Госкорпорацию Ростех.
 

Бульдозеры в броне 

Одним из основных подразделений инженерных войск являются понтонно-мостовые бригады. Их задача – провести технику и личный состав там, где без их помощи, что называется, ни проехать ни пройти. Мешать продвижению войск могут разрушенные здания, искусственные заграждения противника, особенности природы и ландшафта или водоемы. Со всем этим с помощью спецтехники справятся инженеры. 

Бронированные инженерные машины на базе тракторов Б10М2 и Б12 и фронтальный колесный погрузчик со спецзащитой ПК-55С выпускаются Челябинским тракторным заводом (входит в УВЗ). Эти машины позволяют эффективно разбирать завалы и прокладывать путь в ходе боевых действий. Основные элементы техники защищены броней, высокий процент деталей унифицирован с деталями гражданских моделей завода. 

tild6638-6333-4762-b133-396433646462__----.jpg
Инженерная машина разграждения ИМР-3М. Фото: Минобороны

Инженерная машина разграждения ИМР-3М производства УВЗ – настоящий «терминатор» инженерных войск. Работающая на шасси танка Т-90 машина оснащается универсальным бульдозерным отвалом и телескопической стрелой с манипулятором. ИМР-3М может проделывать проходы в каменистых и лесных завалах, в сугробах и минных полях, рыть или засыпать котлованы. Экипаж способен работать даже в условиях радиации, а для самообороны на машине установлен пулемет. 

Одна из перспективных разработок УВЗ в этом направлении − универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Она совмещает возможности сразу трех инженерных агрегатов − бронированной ремонтно-эвакуационной машины, инженерной машины разграждения и бронированной машины разминирования. Этот броневой монстр может работать под плотным вражеским огнем и прокладывать дорогу войскам даже по территории, на которой применялись средства массового поражения.

Наводим мосты 

Часто движущиеся войска сталкиваются с непроходимыми рвами и водными преградами. Для их преодоления используются различные виды транспортных средств, механизированные мосты и мостоукладчики. 

«Омсктрансмаш», входящий в УВЗ, производит танковые мостоукладчики. Самым современным на данный момент является «мостовой танк» МТУ-2020, впервые показанный на форуме «Армия-2019». Он создан на основе боевого танка Т-90А и позволяет в течение нескольких минут установить мост длиной до 27 м и шириной 4,6 м, по которому может проехать техника весом до 60 т. Переправу МТУ-2020 может организовать при любой погоде в условиях химического и радиационного заражения.  

spec_pts4_11.jpg
Плавающий транспортер ПТС-4. Фото: «Омсктрансмаш» 

Также омское предприятие поставляет в инженерные войска плавающие транспортеры ПТС-4. Эти амфибии предназначены для десантной переправы через водные преграды техники, личного состава и различных грузов весом до 18 т. В 2016 году была создана гражданская версия транспортера под названием «ARK». 

spec_pdp_1.jpg
Переправочно-десантный паром. Фото: «Омсктрансмаш» 

Переправочно-десантный паром – еще одно детище «Омсктрансмаша». Он представляет собой огромный, сложенный втрое мобильный паром, установленный на гусеничное шасси. В разложенном виде паром может принять на борт груз общим весом до 60 т. Параметры парома − длина 16,5 м, ширина 10,3 м. С его помощью можно перемещать по воде танки, ракетные системы и другую технику. 

 

«Проверено: мин нет» 

Еще Петр I в своих указах отмечал, что военный инженер должен быть не только образованным, но и мужественным, так как «сей чин паче иных опасности подвержен есть». Особенно это относится к работе инженеров-саперов, которые, как известно, ошибаются один раз. Помочь не совершить злополучную ошибку призвана специальная техника. 

Боевая машина разминирования БМР-3МА «Вепрь», недавно начавшая поступать в войска, разработана Уральским КБ транспортного машиностроения (входит в УВЗ). С помощью специального трала, двигаясь со скоростью 5-12 км/ч, она прокладывает среди мин безопасную дорогу, по ширине как раз подходящую для прохода танков и другого оборудования. 

tild6436-3832-4162-b030-646230613737__inzheneri-6.jpg
Боевая машина разминирования БМР-3МА «Вепрь». Фото: Минобороны

Так как «Вепрь» всегда идет впереди основных войск и первым попадает под огонь противника, машина оборудована повышенной защитой, в том числе динамической. В стандартном исполнении бронированным монстром управляют два человека, но рассматривается вариант и полностью беспилотного комплекса. 

По словам начальника инженерных войск ВС РФ Юрия Ставицкого, в 2020 году российские военные инженеры в Нагорном Карабахе обезвредили свыше 23 тыс. взрывоопасных предметов, а в Сирии разминировано более 6,5 тыс. гектаров территории. Продолжается работа и по ликвидации снарядов Великой Отечественной войны на территории России. По оценкам специалистов, десятки миллионов мин в бывших горячих точках по всему миру погребены под землей и представляют опасность. Таким образом, даже в мирное время военные инженеры не останутся без работы на долгие годы.