Александр Шенгардт и его Ту-154

Александр Шенгардт и его Ту-154

Фото: ПАО «Туполев»

Недавно авиационный мир попрощался с выдающимся авиаконструктором Александром Сергеевичем Шенгардтом. Он ушел на 96-м году жизни.

С 1948 года и до последнего дня местом работы Александра Сергеевича значилась одна компания – «Туполев». Здесь он прошел путь от инженера-конструктора до главного конструктора. Принимал участие в проектировании и создании таких этапных самолетов, как Ту-16 и Ту-95, Ту-134, Ту-155. Был одним из пионеров в разработке беспилотных летательных средств. Под руководством Александра Шенгардта развивался Ту-154 – самый массовый отечественный пассажирский лайнер и первый обеспеченный технической документацией международного класса.
 

Главный в небе Страны Советов 

С середины 1960-х годов работа Александра Сергеевича Шенгардта была связана с самолетом Ту-154. Сначала он был ведущим конструктором, затем начальником отдела. А с 1975 года и в течение последующих 36 лет Шенгардт оставался  главным конструктором Ту-154.

Этот самолет стал одним из наиболее успешных проектов советской авиационной промышленности. Причем успех этот заключался и в технической, и в коммерческой составляющих. Примечательный факт: Ту-154 был первым в отечественной истории самолетом, все модификации которого сопровождались документацией, утвержденной по международным стандартам.

d9112a9ec41718da9b4374a57ee13640.jpg
Фото: ОАК

Ту-154 сегодня можно считать образцовым гражданским самолетом, связывавшим города нашей большой страны между собой и с городами других государств на протяжении нескольких десятилетий. Миллионы пассажиров быстро и с комфортом перемещались в пространстве благодаря этой поистине народной машине. Около 2/3 всех гражданских перевозок осуществлялось на Ту-154. В год выпускалось до 77 самолетов этой модели. Ту-154 стал самым массовым лайнером СССР и России в своем классе. Серийное производство самолета продолжалось до 2013 года, а его модификации до сих пор используются некоторыми авиакомпаниями и военно-воздушными силами разных стран. 

Еще один важный момент в истории Ту-154. Именно благодаря усилиям Александра Шенгардта самолет стал пионером в освоении безремонтной эксплуатации авиационной техники в нашей стране. Разработанная конструктором технология позволила увеличить межремонтные сроки в два и более раз. По перспективной безремонтной схеме Александра Сергеевича эксплуатировалось две трети всего парка Ту-154. А созданная под руководством Шенгардта модификация Ту-154М стала бестселлером за счет своей экономичности и улучшенной аэродинамики. 

Противоречивый самолет 

В 1960-е годы на советских авиалиниях средней протяженности «трудились» три модели самолетов − Ту-104, Ан-10 и Ил-18. С ростом объема перевозок наличие трех разных машин привело к сложностям и дополнительным расходам при эксплуатации. И руководство страны приняло решение разработать новый самолет для замены вышеназванных. В 1963 году начались конструкторские работы на базе КБ Туполева. А в 1965 году туполевцам удалось обойти в конкурсе на новый самолет коллег из КБ Антонова и Ильюшина.  

5561885.jpg
Александр Шенгардт с Андреем Туполевым и коллегами в цехе завода, 1964 год. Фото: ПАО «Туполев»

Перед конструкторами стояла задача использовать самые передовые наработки и объединить в Ту-154 все достоинства заменяемых моделей: высокую скорость Ту-104, экономичность Ил-18 и неприхотливость к условиям взлета и посадки Ан-10. Еще одним необходимым условием стало увеличение вместимости лайнера. Кроме того, одним из ориентиров в работе стал американский среднемагистральный «Боинг 727», очень успешно стартовавший в начале 1960-х. И такую удивительную машину, сотканную, казалось бы, из противоречий, конструкторам удалось создать.   

Ту-154 впервые взлетел в 1968 году. Так об этом времени вспоминает сам Шенгардт: «Не покидает до сих пор чувство восхищения, когда вспоминаешь 1968 год. Он знаменателен тем, что туполевцы в тот год «поставили на крыло» последовательно три могучих самолета: Ту-45, Ту-154 и первый в мире сверхзвуковой пассажирский − Ту-144». Конструкторы ОКБ Туполева придумали машину, отвечающую требованиям завтрашнего дня, в которой многое было сделано впервые.  
 

Изящный труженик 

Как рассказывал Александр Сергеевич, самолет очень понравился авиакомпаниям, несмотря на все споры из-за новшеств, которые были в нем применены. Благодаря улучшенной аэродинамике самолет получился экономичным по топливу, хотя в то время об этом мало заботились. Впервые в пассажирском самолете было применено высокомеханизированное крыло. 

Также первыми на гражданском самолете туполевцы реализовали резервирование всех критических систем. Например, для системы управления Ту-154 было сделано трехкратное дублирование: если два канала из трех отказывали, то пилоты все равно могли продолжать полет и совершить посадку. Такое решение существенно увеличило безопасность полетов. 

957515294fa8e83be589f80e81a4ff65.jpg
Фото: ОАК

Пилоты отмечали в качестве преимуществ нового самолета выросшую дальность полета, увеличенную загрузку пассажирами, современное оборудование и отличную управляемость. Ту-154 обладал узнаваемым обликом, изящным и гармоничным. В 1972 году самолет совершил первый рейс с пассажирами. 

Удачная конструкция Ту-154 стала основой для целого семейства самолетов. Александр Сергеевич Шенгардт непосредственно руководил внедрением в эксплуатацию модификаций самолета Ту-154А, Ту-154Б и Ту-154Б-2. В 1980-е годы были разработаны транспортный вариант Ту-154С и глубокомодернизированный Ту-154М, отвечавший новым шумовым нормам.
 

Шаттл, разведчик и самолет-холодильник 

Далее была уникальная работа по созданию на базе Ту-154 летающих лабораторий для использования в программе многоразового космического корабля «Буран». На самолете Ту-154ЛЛ отрабатывалась система автоматического управления и посадки корабля. Другие специально переоборудованные Ту-154 участвовали в программе «Открытое небо», выполняя разведывательные полеты в воздушном пространстве других стран. 

Настоящим прорывом в авиации, который на десятилетия предвосхитил современные тенденции, стало использование Ту-154 для экспериментов с альтернативным топливом. В самолете, получившем название «Ту-155», в качестве авиационного топлива был использован жидкий водород. Это вещество идеально соответствует требованиям экологии, так как при его сгорании выделяется преимущественно вода и немного окислов азота. Он в три раза эффективнее авиационного керосина по уровню выделения тепла. Основная проблема при использовании жидкого водорода заключается в его хранении. Из-за того, что хранить и транспортировать его нужно при экстремально низких температурах, это направление в авиации стало называться криогенным. 

84fc0364233719da3ea0e8c9f1d1944f.jpg
Самолет Ту-155 на МАКС-2019 

Ту-155 с двигателем на криогенном топливе впервые поднялся в небо в 1988 году. Экспериментальный двигатель НК-88 для него был разработан на самарском двигателестроительном предприятии «Кузнецов» (сегодня «ОДК-Кузнецов», входит в Ростех). 

За все время эксплуатации было выпущено более 1000 самолетов Ту-154 в различных модификациях. Около 150 самолетов было продано за рубеж, в чем тоже большая заслуга Александра Шенгардта. Ту-154 массово использовался на отечественных авиалиниях примерно до середины 2010-х годов. Александр Сергеевич очень остро переживал процесс вытеснения российских самолетов и замены их на «Эйрбасы» и «Боинги» и всегда верил, что отечественная конструкторская школа еще способна создавать красивые, надежные и удобные самолеты. Такие, каким был Ту-154.