Александр Нудельман – конструктор, вооруживший летчиков, танкистов и врачей

Александр Нудельман – конструктор, вооруживший летчиков, танкистов и врачей

21 августа 1912 года родился конструктор вооружения и военной техники Александр Эммануилович Нудельман. Под его руководством были созданы десятки образцов авиационных пушек и снарядов, противотанковых и зенитных комплексов. В их числе и самая мощная авиапушка Второй мировой – НС-37.

Впрочем, имя Нудельмана связано не только с вооружением. В начале 1960-х годов, когда страна еще не знала слова «конверсия», по инициативе Александра Эммануиловича сугубо оборонное КБ занялось исследованиями в области медицины и лазерной техники. Здесь были созданы сверхточный лазерный дальномер, позволивший определить расстояние до Луны, а также первый отечественный кардиостимулятор, который помог биться сердцам сотен тысяч пациентов.

Александр Эммануилович возглавлял КБ более 40 лет. Сегодня оно гордо носит его имя – АО «Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана».

От мельницы до гранатомета

Будущий конструктор Александр Нудельман родился 21 августа 1912 года в Одессе. В детстве он удивлял всех своими музыкальными способностями, виртуозно играя на фортепиано, потом увлекся рисованием. Но творческие способности особенно ярко выразились в изобретательстве. Одной из первых работ будущего конструктора стала ручная мельница, которая помогла семье пережить тяжелые 1920-е годы.

NudelmanYoung.jpg В 1930 году Александр поступил сначала в Одесский мукомольный институт, а затем перешел в Индустриальный (ныне – Политехнический) университет. В студенческие годы он познакомился и начал работать со своим старшекурсником Яковом Таубиным. Их первым совместным проектом в сфере военного конструирования стало создание гранатомета. После обучения в Одессе молодой и талантливый Яков Таубин возглавил одно из московских КБ и пригласил Александра Нудельмана к себе на работу.

Перед КБ под руководством Таубина правительство страны поставило задачу – создание конкурентоспособного автоматического авиационного оружия. Разработка была выполнена за короткий срок, и в ноябре 1940 года начался серийный выпуск авиационной пушки МП-6. Но вскоре случилась трагедия – руководство КБ обвинили в участии в антисоветском заговоре. Яков Таубин и некоторые руководители военного ведомства были арестованы. По счастливому стечению обстоятельств, Александру Нудельману удалось избежать подобной участи. Возможно, помог тот факт, что в преддверии войны он был определен главным конструктором новой авиационной пушки.

«Царь-пушки» для боевых самолетов

В очень короткий срок, с апреля по октябрь 1941 года, небольшой коллектив ОКБ-16 конструирует и изготавливает опытный образец новой 37-мм автоматической пушки. Можно сказать, что эта авиапушка, которую Нудельман разработал на пару с Александром Сурановым, стала его первым серьезным проектом.

Доработка пушки потребовала времени, и решение о ее принятии на вооружение под индексом НС-37 (Нудельман – Суранов, 37 мм) было принято в августе 1942 года после полигонных испытаний на самолете ЛаГГ-3. В этих испытаниях от ОКБ-16 принимал участие и сам Александр Нудельман. «Особенно запомнилась первая стрельба на высоте 8000 м, когда в синем небе были четко видны белые хлопья выстрелов, так что с земли можно было считать очереди выстрелов и радоваться надежной работе пушки в трудных условиях низких температур. Это ни с чем несравнимое счастье, короткие мгновения ощущения удовлетворенности, которые являются самым большим вознаграждением конструктору за его труд, постоянную тревогу, бессонные ночи творческих поисков, горечь неудач», – вспоминал он позже.

Первым серийным истребителем, вооруженным новой грозной пушкой, стал ЛаГГ-3, однако основным носителем НС-37 был истребитель Як-9Т. Пушки НС-37 также устанавливались на знаменитых штурмовиках Ил-2.

5a.Obsluzhivanie-pushki-NS-37..jpg
Самолет Ил-2 с авиационной пушкой НС-37

Авиапушку НС-37 нередко называли «царь-пушкой» боевых самолетов. Ее применение в воздушных боях оказалось очень успешным и обеспечило господство нашей авиации. Увидев советские истребители с НС-37 на борту, немецкие летчики старались избежать воздушного боя. Как вспоминают участники войны, достаточно было одного попадания снаряда пушки с дальней дистанции, чтобы сбить истребитель FW-190, а два снаряда выводили из строя бомбардировщики Ju-88 и He-111. Применение новой пушки позволяло не только поражать самолеты противника, но дало возможность уничтожать многие наземные цели, в том числе тяжелые немецкие танки «Тигры» и «Пантеры».

Всего в военные годы было выпущено более 8000 образцов НС-37. Новая авиапушка сыграла важную роль в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны: в Курской битве, в боях по освобождению Прибалтики, в битве за Берлин. Успехи знаменитого авиационного полка «Нормандия-Неман» во многом обязаны тому, что самолеты были вооружены именно этой пушкой.

hist1-b.jpg
Герой СССР капитан А.В. Кочетов у своего самолета Як-9К, вооруженного пушкой НС-45

Пушка НС-37 стала базой для целого семейства авиационной артиллерии: самой крупной НС-45, самой скорострельной НС-23, первой в мире 57-мм автоматической пушки Н-57 и многих других.

За заслуги в создании боевого оружия коллективу сотрудников КБ во главе с Александром Эммануиловичем в марте 1943 года была присуждена государственная премия, а в мае того же года Нудельман был назначен начальником и главным конструктором ОКБ-16.

У истоков конверсии

Возглавляемый Нудельманом коллектив в 50-80-е годы прошлого столетия разработал принципиально новые виды вооружения не только для авиации, но и военно-морского флота и сухопутных войск. Под руководством Александра Нудельмана были созданы танковые и противотанковые реактивные снаряды типов «Фаланга» и «Кобра», способные на расстоянии до 2,5 км пробить броню толщиной до 250 мм, и знаменитые зенитные ракетные комплексы «Стрела».

Но не только разработками в области военной техники прославилось конструкторское бюро, которым долгие годы руководил Александр Нудельман. Еще в начале 1960-х годов Александр Эммануилович поднял вопрос о необходимости создания в его КБ не только вооружения, но и наукоемкой гражданской продукции. Бюро занялось исследованиями в области лазерной техники и медицины. В частности, здесь была создана первая в стране серийная лазерная сварочная установка СУ-1, которая демонстрировалась на Лейпцигской ярмарке, где была единственным действующим образцом. Также на счету КБ – создание лазерного дальномера, позволившего с высокой точностью определить расстояние до Луны и ряда других космических объектов.

Особую роль сыграли разработки Нудельмана и его сотрудников в области создания новой медицинской техники. К примеру, здесь был разработан первый в стране лазерный фотокоагулятор, с помощью которого стали возможны операции на сетчатке глаза.

В 1960 году в газете «Правда» была опубликована статья академика Александра Бакулева с обращением к отечественным инженерам начать производство электрокардиостимуляторов. На этот призыв откликнулся Александр Нудельман. Уже в декабре 1961 года была проведена операция по имплантации пациенту первого отечественного кардиостимулятора. На тот момент кардиостимулятор, разработанный в КБ Нудельмана, являлся одним из самых надежных и миниатюрных в мире.

Всего в КБ было создано 25 образцов электрокардиостимуляторов. В их числе и ЭКС-445, установка которого позволяет заменить операцию по пересадке сердца. Кстати, когда было налажено массовое производство кардиостимуляторов, Александр Эммануилович добился учреждения военной приемки этой продукции.

Продолжая традиции

На должности руководителя и главного конструктора ОКБ Александр Эммануилович проработал более 43 лет. И даже после выхода на пенсию в 1987 году он продолжал трудиться консультантом в родном КБ. Александр Нудельман умер в Москве 2 августа 1996 года в возрасте 84 лет и был похоронен на Кунцевском кладбище с воинскими почестями.

Его заслуги получили высокую оценку государства и научных кругов. Кроме вручения многочисленных государственных наград, Александр Эммануилович был избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук и Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. Его имя носит конструкторское бюро, которое он возглавлял более 40 лет.

Но, пожалуй, главная оценка – это благодарная память. Как отмечают близкие, коллеги Александра Эммануиловича, наряду с бесспорным талантом изобретателя и конструктора, присущей ему исключительной работоспособностью, он всегда оставался человеком скромным и простым. В своей книге «Пушки для боевых самолетов» Александр Нудельман много и с благодарностью пишет о своих сотрудниках и помощниках, о простых мастерах.

нудельман.jpg
А.Э. Нудельман с руководителями подразделений

Как вспоминал один из сотрудников КБ, Юрий Мироненко: «Проработав первые полгода с нудельмановцами, я не мог отличить среди них инженера от рабочего. Все прекрасно одеты. Каждый знает, что ему нужно делать, и делает это на совесть. Никаких указаний, понуканий, возмущений – все заняты общим делом. И если надо, то круглосуточно. Создалось впечатление, что они получают колоссальное удовольствие от общения друг с другом. И так на протяжении многих лет».

Всего за годы существования в стенах КБ было разработано около 100 образцов военной и гражданской продукции, большая часть которых не имела аналогов в стране, а некоторые и в мировой практике. Было получено более 1700 авторских свидетельств на изобретение.

В настоящее время этот один из ведущих научных и конструкторских коллективов страны входит в холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех и гордо носит имя своего легендарного руководителя – Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана.