ОДК рассказала об «Авиации будущего»

ОДК

ОДК рассказала об «Авиации будущего»

 

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) выступает одним из организаторов научно-образовательной и дискуссионной программы «Авиация будущего» в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов (ВФМС) в Сочи. Программа стала площадкой для обсуждения молодыми специалистами и студентами профильных вузов передовых технологий и перспективных проектов мировой авиационной индустрии.

В рамках программы «Авиация будущего» организована выставочная зона с моделями двигателей, самолетов и вертолетов. ОДК представляет гражданский турбовентиляторный двигатель ПД-14 для авиалайнера МС-21-300, турбореактивные двигатели: АЛ-31Ф для самолетов семейства Су-27 и АИ-222-25 для учебно-боевого Як-130. Представители предприятий ОДК также выступили на панельных дискуссиях и рассказали участникам программы о новейших технологиях в двигателестроении, а также о планах по переходу к «цифровому производству».

Технологии для «зеленого самолета»

Эксперт конструкторского отдела перспективных разработок и экспериментальных исследований рыбинского «ОДК – Сатурн» доктор технических наук Василий Богданов в ходе панельной дискуссии «Зеленый летательный аппарат» рассказал о преимуществах и перспективах развития пульсирующих детонационных технологий в двигателестроении.

«Газотурбинная техника сегодня вышла на пологую кривую, и прогресс по этому направлению достаточно сложен. Поэтому возобновился интерес к пульсирующему рабочему процессу в реактивной технике, – рассказал Василий Богданов. – В этом направлении ведут исследования все ведущие двигателестроительные фирмы в мире. Если говорить об «ОДК – Сатурн», то нами была создана высокоэффективная камера сгорания постоянного объема нового типа, которая без детонации позволяет обеспечить повышение давления в 7-8 раз».

«Газогенератор в принципе можно заменить взрывным сгоранием или детонационным сгоранием, – говорит Василий Богданов. – Что такое детонационная волна? Это ударная волна, которая перемещается по топливовоздушной смеси, сжимает ее так как это делает компрессор, сжигает ее как это происходит в камере сгорания газотурбинного двигателя. Затем идет расширение (как в турбине), и на выходе мы получаем энергоемкий поток газа».Василий Богданов напомнил, что газотурбинный двигатель состоит из двух основных частей: каскад высокого давления (газогенератор), который определяет совершенство двигателя как тепловой машины, и каскад низкого давления, определяющий тяговую эффективность и обеспечивающий снижение шума.

Пульсирующие детонационные технологии также могут быть более экологичными, отметил представитель ОДК.

«Если перекинуть мостик к основной теме нашей сегодняшней дискуссии, шуму и вредным выбросам, то отмечу, что когда повышается термодинамическая эффективность, сжигается меньше топлива, соответственно, становится меньше и вредных выбросов, – сказал Василий Богданов. – Шум снижается за счет уменьшения скорости истечения рабочего тела при присоединении масс воздуха в эжекторном канале, повышения эргономичности. Кроме того, по своей конструкции пульсирующие детонационные двигатели должны быть менее металлоемкими».

Панельную дискуссию «Зеленый самолет» посетили студенты технических вузов, сотрудники предприятий авиационной промышленности России, делегаты Всемирного фестиваля молодежи и студентов из Ирана, Индии и других стран.

Послепродажное обслуживание двигателей самолетов Sukhoi Superjet

Заместитель директора программы SaM146 рыбинского «ОДК – Сатурн» Леонтий Сергиенко познакомил участников программы «Авиация будущего» с особенностями организации послепродажного обслуживания (ППО) российско-французских силовых установок SaM146, которыми оснащаются пассажирские самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).

Напомним, что первый серийный двигатель SaM146 был отгружен в 2010 году, а с 2011 года началась коммерческая эксплуатация в составе самолета SSJ100. Сегодня силовая установка SaM146 поднимает в воздух авиалайнеры 15 операторов как в России, так и в других странах, в частности, в Мексике, Ирландии, Таиланде. Суммарная наработка парка SaM146 на сегодня превышает 700 тысяч летных часов.            

Эффективная и гибкая система послепродажного обслуживания является обязательным условием успешного продвижения и увеличения объемов продаж авиационных двигателей коммерческого назначения, отметил Леонтий Сергиенко.

«Если говорить о силовой установке SaM146, то, по моей оценке, на основе опыта и новаторских подходов как российских, так и французских двигателестроителей, удалось выстроить действительно эффективную и конкурентоспособную систему ППО», – сказал он.

Система послепродажного обслуживания двигателей SaM146 включает в себя  сервисные услуги, ТОиР, круглосуточный web-портал поддержки заказчиков, команду по поддержке заказчиков, центр поддержки заказчиков, техническую поддержку изделия и эксплуатации, обучение заказчиков, поддержку запчастями и оснасткой, отметил Леонтий Сергиенко.

Как он считает, важное значение имеет реализуемая в авиационном учебном центре «ОДК – Сатурн» программа обучения заказчиков по ТОиР двигателя SaM146. Будущие специалисты по техобслуживанию SaM146 обучаются в специальных  классах, оснащенных современным мультимедийным  компьютерным оборудованием, имеют доступ к цеховому помещению с макетом SaM146 для практического обучения.

С целью создания отвечающей мировым требованиям системы поддержки заказчика созданы два центра распространения запчастей SaM146 – в подмосковном Лыткарино и во французском Виляроше. Подобная локализация складов позволяет доставить запчасти в течение суток практически в любую точку мира. 

Переход к производственной системе будущего

Представители ОДК познакомили участников программы «Авиация будущего» с опытом выстраивания на предприятиях холдинга системы эффективного инжиниринга и внедрения ЛИН-технологий («бережливое производство»), а также с планами по переходу к «цифровому производству».

«Если говорить о текущей индустрии в общем разрезе развития технологий, то, в первую очередь, мы наблюдаем процессы компьютеризации. Именно способность эффективно работать и конкурировать на мировом уровне в условиях нового технологического уклада и является долгосрочной целью реализуемых нами преобразований производственной системы ОДК», – рассказал директор ОДК по производству Валерий Теплов.

По его словам производственную модель будущего можно определить как «умную фабрику», где продукция изготавливается путем «цифрового производства» (цифровое проектирование + аддитивное производство), исключающего ошибки, обеспечивающего быстрый выход на рынок, уникальную геометрию изделий и низкую стоимость.

«Стратегические цели трансформации индустриальной модели ОДК  в условиях перехода к Индустрии 4.0 – это сокращение затрат, оптимизация инвестиционной программы, освоение передовых технологий в управлении и производстве, стабильность поставок продукции, компактизация производственных площадок, – отметил директор АО «ОДК» по производству. – На предприятиях российской двигателестроительной отрасли активно внедряются ЛИН-технологии, однако при этом мы понимаем, что переход к «цифровому производству» потребует и применения оптимизированных принципов «бережливого» производства – «нового ЛИНА». Так, по нашим подсчетам, реализация проекта создания одного из центров специализации по производству компрессоров авиационных двигателей с использованием «нового ЛИНА» снизится примерно в два раза, в два раза вырастет и производительность труда».

Помимо лекции Валерия Теплова в рамках «Авиации будущего» состоялась ЛИН-мастерская (игра), которую провела начальник отдела ЛИН-технологий ОДК Анна Яковлева.