31.10.2025 11:06

МС-21 с российскими системами: курс на сертификацию

МС-21 с российскими системами: курс на сертификацию

Как среднемагистральный лайнер готовится к выходу на маршруты страны

Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Программа создания полностью отечественного лайнера МС-21 вышла на заключительный этап — сертификационные испытания самолета с российскими системами. Они стартовали в июне этого года и станут основой для получения сертификата типа, подтверждающего безопасность и готовность самолета к эксплуатации в гражданской авиации. Для ускорения сертификации 28 октября в небо над Иркутском поднялся второй импортозамещенный лайнер с российскими двигателями ПД-14.

По словам руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, сертификация МС-21 находится в активной фазе. Сейчас выполняются сертификационные полеты, идут стендовые испытания и оформляется доказательная база, необходимая для одобрения самолета к гражданской эксплуатации. Программа МС-21 уверенно движется к финальному этапу — получению сертификата типа и выходу новых российских самолетов на маршруты страны.

Экзамены в небе и на земле

Сертификационные испытания МС-21 охватывают весь комплекс проверок — от аэродинамики до надежности электрооборудования. Всего запланировано около 220–230 испытательных полетов, которые позволят на сто процентов подтвердить соответствие требованиям и безопасность новой версии лайнера. Основной испытательной базой выступает аэродром в Жуковском, однако, например, испытания противообледенительных систем проходят в Архангельске, где для этого есть более подходящие условия.


Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Особое внимание уделяется полетам в сложных ситуациях. Например, испытатели проверяют, как лайнер ведет себя на взлетно-посадочной полосе, покрытой водой. «С помощью специальных резиновых бортиков создается мини-бассейн, — рассказывает летчик-испытатель ПАО „Яковлев“ Олег Мутовин. — Самолет выполняет пробежки с разной скоростью в разных режимах работы двигателей». По ощущениям это похоже на аквапланирование автомобиля, только ответственность несоизмеримо выше.

Каждый этап испытаний включает свои тонкости и детали. Например, проверка дренажной системы проводится с использованием специальных красящих жидкостей, плотностью подобных авиационному топливу. Цель испытаний — подтвердить, что в случае нештатной ситуации вытекающие жидкости не проникают в воздухозаборники двигателей и другие отсеки самолета.

Отзывчивый и «летучий» самолет

Испытатели отмечают, что МС-21 — самолет с отличным балансом устойчивости и управляемости. Такой самолет летчики называют «летучим», когда управление настолько гармонично, что мысли пилота как будто напрямую передаются движению машины. По словам испытателей, МС-21 именно такой — отзывчивый и приятный в пилотировании.


Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Такой результат обеспечила электродистанционная система управления. Ее алгоритмы настраиваются по летным оценкам: инженеры-аэродинамики и программисты корректируют программу управления до тех пор, пока реакции самолета не станут максимально точными и естественными для пилота.

Для этого используется метод экспертных оценок: над каждым решением работают минимум три эксперта, летчики и инженеры-испытатели. В итоге вырабатывается единое мнение — как должен вести себя самолет, чтобы им мог управлять пилот гражданской авиации.

Российские системы в деле

МС-21 - среднемагистральный самолет, оснащенный российскими системами. В их числе — двигатели, оборудование электроснабжения, системы управления, авионика, гидравлика и климатические установки.

Ранее МС-21 создавался в широкой международной кооперации, и многие элементы были уже проверенными и испытанными на других моделях самолетов. Сейчас каждую систему пришлось импортозаместить. Это непросто: изделия должны быть сопоставимы по весу и размерам, выдерживать вибрацию, перепады температур, нагрузки. После стендовых проверок они получают «летную годность» и устанавливаются на самолет.


Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Во втором опытном МС-21, по словам главного конструктора Виталия Нарышкина, заменены практически все системы, в том числе самые главные. В системе управления теперь применяются исключительно отечественные приводы, а также органы управления в кабине. Второе важное изменение — российская система торможения, которая также показала себя на высоте. Кроме того, это первый лайнер, который еще в 2021 году получил композитное крыло, полностью изготовленное из российских материалов.

Особое внимание уделяется безопасности. Все ключевые системы резервированы по нескольким независимым каналам, включая электроснабжение. В некоторых случаях используется даже разное программирование, чтобы исключить единый отказ. В ходе испытаний проверяется работа самолета при потере одного или двух резервов, при этом управление и электропитание должны продолжать работать.

«Мы учим летать самолеты, мы учим их страх побеждать»

Профессия летчика-испытателя — одна из самых сложных, требующая высокого профессионализма и глубокого уровня знаний в самых разных сферах. Когда летчики впервые поднимают самолет в небо, никто не знает, как он себя поведет, как будет работать в различных режимах, которые нужно проверить. Испытания часто проходят на предельных величинах, и от слаженной работы экипажа и инженеров-испытателей зависит успех мероприятия.


Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Каждый полет МС-21 в рамках сертификационной программы — результат труда сотен специалистов. Перед вылетом летчики всегда совершают обход самолета, проверяют каждую деталь. Это и контрольный осмотр, и своего рода ритуал: ты как будто здороваешься с машиной. А в воздухе самое главное — ответственность перед всеми, кто готовил этот полет, и перед будущими пассажирами.

Производство и перспективы

Программа МС-21 сопровождается масштабной модернизацией производства. На Иркутском авиационном заводе построен новый цех окончательной сборки, ангар для отработки систем, логистический центр и автоматизированные линии. Осваиваются станки для обработки титана, что позволяет значительно ускорить выпуск деталей и повысить производительность.


Фото: Объединенная авиастроительная корпорация

Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха отметил: «Россия — единственная страна в мире, где гражданские самолеты производятся полностью внутри одной страны. В программе МС-21-310 участвуют сотни предприятий авиационной промышленности, большинство из которых входят в Ростех. Сегодня уже идет серийное производство, и после получения сертификата типа мы готовы поставить самолеты авиакомпаниям. Наши мощности полностью обеспечивают спрос рынка».

МС-21 очень ждут в российских авиакомпаниях, где со временем он должен стать основным среднемагистральным лайнером. Ввод в испытания второго опытного образца с отечественными системами приближает это событие.