Железнодорожные войска: крепкие как сталь

Железнодорожные войска: крепкие как сталь

Фото: 192 Центральный завод железнодорожной техники

6 августа исполнилось 170 лет Железнодорожным войскам Российской Федерации. ЖДВ выполняют важные задачи строительства, восстановления и защиты объектов железнодорожных путей сообщения. Кроме того, военные железнодорожники принимают активное участие в спасательных операциях и ликвидации последствий катастроф. С 2014 года в состав концерна «Уралвагонзавод» Ростеха входит брянский Центральный завод железнодорожной техники − одно из старейших предприятий в системе Железнодорожных войск России.   

Свой праздник у военных железнодорожников появился в 1996 году. Ежегодно он отмечается 6 августа и приурочен ко дню образования в 1851 году специальных военизированных подразделений для охраны и эксплуатации железной дороги Санкт-Петербург − Москва. С профессиональным праздником солдат и офицеров поздравил министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу: «Созданные 170 лет назад военно-рабочие роты положили начало героической летописи войск, которые на протяжении всей своей истории вносят значительный вклад в укрепление обороноспособности страны. <...> Поздравляю всех с праздником и благодарю за преданную службу! Желаю крепкого здоровья, благополучия, дальнейших успехов на благо Отчизны!»

Сегодня ЖДВ – род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооруженных сил РФ. Их основное назначение − техническое прикрытие, восстановление, заграждение и разминирование железных дорог. Кроме того, ЖДВ привлекаются для строительства новых железнодорожных линий общего пользования и специальных путей Минобороны. Многие планировочные и земляные работы при строительстве объектов Минобороны проводятся при участии ЖДВ, например при недавнем строительстве Главного храма ВС РФ в парке «Патриот». Часто ЖДВ привлекаются к работам по ликвидации техногенных аварий и природных катастроф, постройке дамб, укреплению берегов, отсыпке автодорог, разбору разрушенных зданий. Их даже иногда называют «военным МЧС».

В последние годы ЖДВ участвуют во всех крупномасштабных учебных маневрах. Военные железнодорожники возводят монтажные эстакады через водоемы, наводят мосты, строят подъезды к ним. И не просто водоемы, а крупнейшие реки страны. Так, во время учений 2019 года был наведен рекордный наплавной мост длиной 3 км через Волгу, по которому прошли войсковые эшелоны.

И все же основной фокус внимания ЖДВ – на состоянии железнодорожных путей и связанных с ними объектов. В случае разрушения какого-либо из них войска должны в кратчайший срок обеспечить его восстановление, а главное – возобновить движение на участке. Для этого они оснащаются разнообразным оборудованием, производством которого занимается в том числе брянский 192-й Центральный завод железнодорожной техники, одно из старейших предприятий в системе Железнодорожных войск России. Завод, созданный в 1919 году, сегодня входит в структуру концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех и поставляет ЖДВ специализированную продукцию: технику для строительства и ремонта верхнего строения пути, мостостроительную технику, сваебойное оборудование.

Предприятие производит широкий спектр железнодорожной техники: звеносборочные стенды, мобильные путеукладчики, универсальные путевые машины. Сваебойное оборудование из Брянска может работать на грунтах и забивать сваи на мелководье и воде. В мостостроительстве для быстрого устройства железнодорожной переправы через широкие и глубокие водоемы используется наплавной железнодорожный мост-лента МЛЖ-ВФ-ВТ, выпускаемый на заводе. А сборно-разборный мост-эстакада ИМЖ-500 позволяет пропускать не только поезда, но и автомобили и гусеничный транспорт.