Высший пилотаж по-русски

Высший пилотаж по-русски

Фото: Rob Schleiffert / wikimedia.org

В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения Петра Нестерова, выдающегося летчика, выполнившего «мертвую петлю». Этот маневр стал первой фигурой высшего пилотажа и часто называется «петлей Нестерова».

Среди элементов высшего пилотажа немало таких, которые носят имена наших соотечественников. Выбрали пять самых известных.

Мертвая петля

Данная фигура представляет собой замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Определение «мертвая» в названии появилось из-за того, что долгое время этот элемент пилотажа существовал исключительно в теории, и никто не мог успешно выполнить в небе рисковый трюк. Все попытки заканчивались трагично – от больших перегрузок самолеты того времени просто разрушались.

Впервые «оживить» петлю в воздухе удалось летчику Петру Нестерову в 1913 году. Идея «мертвой петли» зародилась у него еще раньше. «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им», – писал Петр, обосновывая свою рисковую затею. Нестеров настолько доверял своим расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к своему старенькому самолету «Ньюпору». К счастью, расчеты оказались верными, и на вершине петли он не выпал – центробежная сила прижимала летчика к сиденью.

Pyotr_Nesterov_and_the_Nieuport_IV.G_he_looped.jpg
Петр Нестеров и его «Ньюпор»

Считается, что этим полетом Петр Нестеров заложил основы высшего пилотажа. Сегодня петля Нестерова признана самой популярной из всех фигур высшего пилотажа. За свою короткую карьеру летчика Нестеров успел совершить еще один прорыв в авиации – первый в истории воздушный таран, к сожалению, ценой собственной жизни.  

Плоский штопор

На заре авиации «штопор» был вовсе не красивой фигурой высшего пилотажа, а одним из самых печальных испытаний для любого пилота. Самолет в буквальном смысле выходит из-под контроля, падает вниз по спирали, при этом еще и сам вращается.  

Справиться с штопором было нереально, и летчики в такой ситуации неминуемо погибали. Но в августе 1912 года одному пилоту очень повезло. Британец Уилфред Парк, свалившись в «штопор», в последний момент повернул ручку управления в сторону противоположную направлению вращения самолета. Машина вышла из «штопора», и Парк выжил.

Русский летчик Константин Арцеулов, исследуя историю Парка, пришел к выводу, что «штопор» не всегда смертелен – при правильном управлении самолет можно вывести. Коллеги к его теоретическим расчетам отнеслись с недоверием. 24 сентября 1916 года Арцеулов решил все доказать на практике – сознательно ввел свой «Ньюпор» в штопор, а потом успешно вывел из бесконтрольного падения.

NrRQ0SLA8oLWPHMaB03s8qQoOvSosMdBLoPvotwU.jpg
Константин Арцеулов возле своего истребителя «Ньюпор-XХI», 1916 год

После этого «штопор» занял свое достойное место в программе обучения пилотов. Кстати, среди учеников Арцеулова был легендарный советский ас Валерий Чкалов.

Колокол Квочура

Слово «колокол» отлично описывает эту фигуру пилотажа – самолет «рисует» в небе движение маятника колокола. Вначале на нулевой скорости поднимается нос машины вверх, а после опрокидывается вниз.

Впервые фигура появилась как элемент пилотажа у спортивных винтовых самолетов. На протяжении многих лет считалось, что показать «колокол» на современных истребителях невозможно. Но в 1988 году на авиасалоне в Фарнборо советский летчик-испытатель Анатолий Квочур впервые выполнил «колокол» на МиГ-29.

Квочур_Гарнаев.jpg
Молодые испытатели ОКБ «МиГ» Анатолий Квочур и Александр Гарнаев, 1988 год

Впрочем, именно на истребителях эта фигура нашла свое практическое применение – во время исполнения самолет можно «спрятать» от радаров и ракет с радиолокационным наведением на цель.

Кстати, «колокол» – не единственный авиационный подвиг Анатолия Квочура. На счету бесстрашного пилота – десятки достижений, в том числе сверхдальний перелет на одноместном Су-27 в Австралию, а также перелеты через Северный полюс по замкнутому маршруту.

Кобра Пугачева

Чтобы изобразить в небе «кобру» нужно резко задрать нос самолета на 110-180 градусов, а потом опустить обратно. Самолет как-бы замирает вертикально, совсем как атакующая кобра, а затем возвращается к обычному полету.

Появилась небесная «кобра» практически случайно. Во время испытаний Су-27 летчик Игорь Волк столкнулся с тем, что новый самолет на небольшой высоте ведет себя неустойчиво. По всем правилам в такой ситуации пилот должен катапультироваться, но Волк принял иное решение. Он взял управление полностью в свои руки, отключив систему автоматической стабилизации, которая ограничивает выходы на критические углы атаки. Маневр с форсированием двигателей показал, что Су-27 на закритических углах атаки не сваливается в штопор, а замирает как кобра.

Игорь Волк никогда не выполнял «кобру» перед публикой. Впервые это сделал летчик-испытатель Виктор Пугачев в 1989 году на авиасалоне в Ле-Бурже. Причем, «кобра» в исполнении советского летчика тогда заставила реально поволноваться зрителей – когда Су-27 задрал нос, все подумали, что это авария. Однако самолет после выполнения элемента спокойно полетел дальше, а за фигурой навсегда закрепилось название «кобра Пугачева».

25uCRcdfqsts1.jpeg

Кстати, на счету Виктора Пугачева немало рекордных достижений и помимо легендарной «кобры». К примеру, в том же 1989 году он стал первым советским летчиком, совершившим посадку на палубу авианосца.

Чакра Фролова

Казалось бы, что общего между фигурой высшего пилотажа и древним индийским оружием чакрой... Как обычно, речь идет лишь о внешнем сходстве. Чакрой называют метальное оружие в виде металлического кольца с острыми краями. Воздушная «чакра» – это когда самолет на малой скорости разворачивается вокруг своего хвоста, образуя мертвую петлю.

«Чакра» – сравнительно молодая фигура высшего пилотажа. Впервые публике ее продемонстрировал в 1995 году в Ле-Бурже российский летчик-испытатель Евгений Фролов на самолете Су-37. Как и в случае со многими другими фигурами, за «чакрой» закрепилось имя ее первооткрывателя – сегодня это «Чакра Фролова».

scale_1200.jpeg

Впрочем, еще до «чакры» Евгений Фролов показал свое высшее мастерство, установив несколько мировых рекордов, в а общей сложности принимал участие в испытаниях более 60 летательных аппаратов и их модификаций.