Военно-воздушные силы России: 110 лет на высоте

Военно-воздушные силы России: 110 лет на высоте

Сегодня в России замечательный праздник – день Военно-воздушных сил. В этом году ВВС России отмечают свое 110-летие. Отечественная военная авиация родилась 12 августа 1912 года, когда был учрежден Штат воздухоплавательной части Генерального штаба русской армии.

В истории российской военной авиации немало славных страниц − становление в дореволюционные годы, прорывы первых пятилеток, героизм Великой Отечественной, «холодное» послевоенное противостояние и восстановление после распада СССР. Военные успехи каждого из этих периодов неотделимы от успехов авиастроителей. Многие предприятия, сегодня работающие в составе Ростеха, внесли свою лепту в становление отечественной военной авиации и продолжают обеспечивать ВВС России лучшими образцами авиатехники. 
 

У истоков воздушного флота  

Интересный факт: первое военное применение авиации в Российской империи могло состояться в ходе Бородинской битвы 1812 года. Тогда проект немца Ф. Леппиха в виде боевых аэростатов в прямом смысле не взлетел, и еще долгое время такое ведение войны в наших широтах считалось как минимум неблагородным. Только в 1885 году при Главном инженерном управлении формируется первая штатная команда воздухоплавателей, и военное воздухоплавание становится частью славного русского войска. 

Skizze_Leppich-Luftschiff-wiki.jpg

Летающая лодка Франца Леппиха. Фото: wikimedia.org

В 1904 году в Русско-японскую войну воздушные шары впервые участвуют в боевых действиях − в качестве средств разведки и наблюдения. В дальнейшем военачальники все больше задумываются об охране воздушных границ и неба над страной. Стоит отметить, что один из первых натурных самолетов в мире был создан именно в России военным и изобретателем Александром Можайским еще в 1882 году. А в 1904 году при содействии профессора Николая Жуковского открывается в Подмосковье первый в Европе Аэродинамический институт. 

Таким образом, к моменту, когда 12 августа 1912 года военная авиация перешла в ведомство Генерального штаба и была сформирована специальная воздухоплавательная часть, история военной авиации в нашей стране насчитывала уже несколько десятков лет. В 1913 году российская авиация была окончательно отделена от воздухоплавания и насчитывала 263 самолета. 

1920px_Sikorsky_Ilia_Muromets_S_27_type_E_Yeh_2_5959302372_grayscale.jpg

Начало Первой мировой войны стало стимулом к укрупнению и реорганизации военной авиации. Заведовал организацией авиационного дела тогда сам великий князь Алексей Михайлович Романов. В 1914 году авиация была разделена на тяжелую и легкую, разворачивается воздушная оборона. Самолет «Илья Муромец» стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Истребительная авиация, как отдельный род войск, была сформирована к 1916 году. В эти годы набирает славу русская школа воздушного боя, пионером которой стал знаменитый пилот Петр Нестеров. 

К началу Гражданской войны в военно-воздушном флоте уже сложилась разветвленная структура и были заложены основы будущих родов авиации. В составе Красной армии за годы противостояния участвовало около 2,5 тыс. самолетов. После поражения белых сил большинство летчиков эмигрировали за границу, авиапарк значительно пострадал.
 

Первые годы советской власти и Великая Отечественная война

В первые десятилетия советской власти военная авиация переживает бурный рост. Восстанавливается и расширяется производство, создаются первые полностью отечественные самолеты − истребители, разведчики, бомбардировщики. Растет роль противовоздушной обороны. В эти годы стартует карьера прославленных авиаконструкторов − Н.Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, П.О. Сухого, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, С.В. Ильюшина, В.М. Петлякова, А.И. Микояна и М.И. Гуревича. Свои первые авиационные двигатели создает В.Я. Климов.

Поликарпов и его «небесный тихоход»

1920-30-е годы − время рекордов в мировой авиации: это и первый межконтинентальный перелет, и первый трансатлантический, и первый трансарктический перелеты – и многие из них были поставлены советскими пилотами и экипажами. Формируется система подготовки и обучения летных кадров в масштабах всей страны. 

В самом начале Великой Отечественной войны ВВС Красной армии понесли большие потери, но несмотря на это сумели сохранить боевой дух и восстановиться. С первых дней пилоты массово проявляли невероятный героизм, совершая тараны и дерзкие атаки. Уже в июле 1941 года начинаются бомбардировки аэродромов противника, а в августе − и его глубоких тылов. Истребители и зенитная артиллерия ПВО успешно защищают Москву и Ленинград от авианалетов гитлеровцев. 

il2_3.jpg

С началом войны большинство авиационных предприятий европейской части страны было эвакуировано, процесс затронул сотни заводов и КБ, миллионы человек. В тяжелейших условиях в короткие сроки удалось пополнить ВВС новыми машинами − истребителями Як-7б, Як-9, Ла-5, штурмовиками Ил-2, а также значительно увеличить выпуск успешных моделей. К середине 1943 года ВВС Красной армии смогли переломить превосходство противника в воздухе, и это стало огромной победой не только военных, но и авиационной промышленности. 

К концу войны советский авиапром представлял собой передовую отрасль, идеально отлаженный механизм, выпускавший до 100 и более самолетов в сутки. Всего же за годы войны в СССР было создано более 115 тыс. самолетов. Великая Отечественная война подтвердила решающее значение военной авиации, а победа в ней стала подлинным триумфом советского авиастроения.
 

Послевоенные годы и золотая эпоха авиации 

Развитие ВВС в послевоенные годы проходило под знаком холодной войны. В это время было создано большое количество новой техники, сформировались принципиально новые подходы к ее разработке, появились новые направления. Первые послевоенные годы ознаменовались переходом от поршневой к реактивной авиации. В 1946 году создаются первые реактивные самолеты − истребители МиГ-9 и Як-15. За ними следует целый ряд новой реактивной техники − истребители МиГ-15, Ла-15, Як-23, бомбардировщики Ил-28, Ту-14. Вырастает количество авиационных КБ и НИИ, и в целом увеличивается доля научной составляющей в авиастроении. 

MIG-15_170326_04.jpg

С появлением первых ядерных бомб ставится задача по созданию тяжелых бомбардировщиков, выпускаются такие стратегические и дальние бомбардировщики, как М-4/3М, Ту-95, Ту-16. В начале 1950-х годов появляются первые серийные вертолеты для военных целей. После завершения войны многие заводы переориентируются на гражданскую технику, причем нередко пассажирские самолеты разрабатываются на основе военных. 

В период правления Н.С. Хрущева упор делается на развитие ракетного вооружения, что приводит к сокращению производства бомбардировщиков. Многие авиационные КБ и заводы переводятся на ракетную тематику, что не могло не сказаться на новых разработках в авиации. Тем не менее в 1950-е годы создается целый ряд самолетов нового поколения: МиГ-21, Су-7, Су-9, Як-28.     

MG_0888-2_(7099456579).jpg
Фото: wikimedia.org

1960-е годы ознаменовались появлением большого количества принципиально новой техники: самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 и Як-38, истребитель с крылом изменяемой стреловидности МиГ-23, гигант Ан-22 «Антей», самолеты-амфибии ОКБ Г.М. Бериева. Основу советских военно-воздушных сил и ВВС стран восточного блока тогда составляли истребители-бомбардировщики МиГ-27, МиГ-23, МиГ-25, Су-17.

1970-80-е годы принято считать золотой эпохой в истории отечественной авиации. В это время создаются военные самолеты и вертолеты, которые до сих пор применяются во многих странах. Продолжая удерживать паритет между войсками НАТО и военными силами стран − участниц Варшавского договора, Советский Союз создает новые поколения военной авиатехники: бомбардировщик Су-24, штурмовик Су-25 и его модификации, истребители МиГ-31, МиГ-29, Су-27, стратегический бомбардировщик Ту-160, сверхтяжелый транспортник Ан-124. В эти годы СССР производит больше военных самолетов, чем США, Великобритания и Франция, вместе взятые.

На защите новой России 

Еще в конце 1980-х годов правительством СССР был взят курс на сокращение вооружения, а распад Союза привел к практически полной остановке производства военной авиатехники. Большинство предприятий лишились государственных заказов и выживали, как могли: переходили на гражданскую продукцию, отправляли технику на экспорт. Одновременно с этим сокращался состав ВВС. 

Однако государство, как и раньше, нуждалось в защите границ, в мощной и современной авиации. С наступлением 2000-х годов начинаются обратные процессы − кропотливое восстановление войск и оборонно-промышленного комплекса. В 2006 году указом президента создается Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в состав которой входят практически все авиазаводы страны. Ее задачей обозначается восстановление российского авиапрома. В 2007 году вертолетные предприятия страны объединяются в холдинг «Вертолеты России» в составе Госкорпорации Ростех. С 2004 по 2009 год объем финансирования отрасли увеличивается в 20 раз. В 2009 году объем закупок авиатехники Министерством обороны РФ приблизился к показателям времен Советского Союза. 


Техническое перевооружение ВВС началось с поступления в войска истребителя-бомбардировщика поколения 4++ Су-34. На смену устаревшей технике поступают новые модификации и современные самолеты и вертолеты: многоцелевые истребители Су-35 и Су-30СМ, модификации истребителя-перехватчика МиГ-31, транспортник нового поколения Ил-76МД-90А, модификации вертолета Ми-8, многоцелевой вертолет Ми-38, боевые вертолеты Ми-28 и Ка-52. В 2010 году впервые в небо поднимается ПАК ФА, будущий истребитель пятого поколения Су-57. 

В 2020 году ОАК была интегрирована в Госкорпорацию Ростех. Кроме ОАК и «Вертолетов России» активное участие в реализации авиационной части гособоронзаказа принимают Объединенная двигателестроительная корпорация − поставщик силовых установок и другие холдинги и предприятия в контуре управления Ростеха. 


В 2015 году ВВС включаются в Воздушно-космические силы РФ. Сегодня в состав ВВС входит дальняя, военно-транспортная, оперативно-тактическая и армейская авиация. По численности авиапарка и личного состава ВВС России занимают второе место в мире после ВВС США. Современная военная авиация России охраняет границы Родины, защищая ее целостность, выполняет боевые задачи в горячих точках, участвует в учениях и ликвидации природных катастроф. Российский авиапром развивает новые военные направления, например беспилотную технику, продолжается обновление и модернизация авиапарка ВВС.