«Технология» XXI века

«Технология» XXI века

Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина отмечает знаменательную дату – 60-летие со дня основания. За годы существования специалисты обнинской «Технологии» создали огромное количество уникальных разработок: от материалов для космической системы «Буран» до конструкций для Большого адронного коллайдера.

Предприятие является одним из ведущих в России центров разработки и создания неметаллических материалов для авиации, космонавтики и транспорта. Сегодня здесь изготавливаются инновационные материалы для ракеты-носителя «Протон», перспективного авиалайнера МС-21, истребителя пятого поколения Су-57 и другой техники. 

История «Технологии»

История обнинского научного центра начинается в 1959 году. В это время в Калужской области строится новый опытно-экспериментальный завод технического стекла. Страна, первой запустившая искусственный спутник, нуждалась в новых материалах для авиации и дальнейшего освоения космоса. Уже в 1962 году выпускается первая серийная продукция. В 1977 году сотрудники будущей «Технологии» работают над остеклением и теплозащитой орбитального корабля «Буран». В 1978 году предприятие получает свое современное название.

В начале 1980-х обнинские композитные материалы прошли проверку экстремальными температурами планеты Венера на космических аппаратах «Венера-15» и «Венера-16». В 1994 году предприятию был присвоен статус Государственного научного центра РФ. В 1990-е годы сотрудники «Технологии» успешно решили задачу модернизации ракеты-носителя «Протон», разработав крупногабаритные композиционные конструкции головного обтекателя. Это позволило снизить массу всей конструкции на полторы тонны. «Протон» − самая мощная и самая активно используемая на данный момент российская ракета, и работа по ее совершенствованию ведется до сих пор. Вывод в космос тонны груза по стоимости сопоставим с тонной золота. Поэтому любой килограмм, сэкономленный за счет композитных материалов, так ценен.

1-1.jpg

Большой опыт работы с композитами позволил «Технологии» запустить в производство углепластиковые обтекатели для ракет-носителей «Протон», «Рокот», «Ангара», тепловые панели для самых современных спутников, детали и блоки для военных и гражданских самолетов. С 1999 года на орбиту запущено 56 космических аппаратов, оснащенных разработками «Технологии». В 2015 году предприятию присваивается имя Александра Гаврииловича Ромашина – выдающегося ученого и первого генерального директора «Технологии».
 

Композиты в гражданской сфере

Для гражданской авиации на предприятии с 2010 года создаются композитные звукопоглощающие конструкции для двигателей самолетов нового поколения Sukhoi Superjet 100 и МС-21. Использование этих конструкций позволяет снизить шумность двигателей, что является требованием многих зарубежных аэродромов.

Если продолжить разговор о самой ожидаемой новинке гражданского авиапрома в России – авиалайнере МС-21 – то в конструкции этого самолета самая высокая доля углекомпозитных материалов – 35%. Хвостовое оперение лайнера выполнено из полимерных композитов производства ОНПП «Технология». Композитные материалы позволяют значительно улучшить аэродинамику и уменьшить расходы при эксплуатации лайнера на 12-15% по сравнению с существующими аналогами.

PTS_5805.jpg

В 2018 году «Технологией» были подписаны первые контракты на поставку цельнокомпозитного одноместного самолета Т-500 сельскохозяйственного назначения. Благодаря использованию метода горячего формования самолет пригоден для применения в районах со сложными климатическими условиями. В мае 2019 года был дан старт строительству сборочного авиационного производства в Татарстане. Управлять проектом будет дочернее предприятие ОНПП «Технология» – ООО «Аэропрактика». 

Если изначально композитные технологии создавались для нужд оборонной промышленности и освоения космоса, то сегодня композиционные материалы покоряют гражданский сектор. Изделия «Технологии» применяются в строительстве, транспорте, энергетике, машиностроении, медицине и других сферах.
 

Не только композиты

Специализация ОНПП «Технология» не ограничивается только производством композитов. На предприятии создано более 1000 материалов для авиации, космонавтики, железнодорожного и водного транспорта, в том числе инновационная технология остекления кабины летательного аппарата с применением поликарбоната, за которую в 2018 году коллектив авторов получил премию Правительства РФ. Новая технология призвана обеспечить безопасность пилота, в том числе при столкновении самолета с птицами. Конструкционный монолитный поликарбонат по устойчивости к ударам более чем в 100 раз превышает силикатное стекло и почти в 10 раз – органическое. 

Летом 2019 года «Технология» приступила к проведению НИОКР по разработке нового остекления для кабин пилотов самолетов МС-21. Применение инновационных материалов позволит увеличить динамическую прочность остекления в полтора раза и снизить его массу на 15% по сравнению с аналогами. 

Ростех создаст новый вид остекления для МС-21

Также в 2019 году в числе прочих проектов обнинское предприятие участвовало в остеклении пассажирских теплоходов на подводных крыльях «Комета 120М», рельсовых автобусов РА-3 и автомобильно-железнодорожного/пассажирского парома нового поколения.

Разработка большинства сложных оптических изделий в России происходит при участии обнинских ученых. На базе ОНПП «Технология» создаются фонари остекления для боевых самолетов и вертолетов, батискафов. Ученые из Обнинска работали и над таким необычным изделием, как саркофаг для мавзолея Владимира Ленина.

В 2005 году ОНПП «Технология» создало новейший метод нанесения наноразмерных покрытий. При использовании такого нанесения улучшаются характеристики летательного аппарата, а кроме того, при сохранении оптической прозрачности стекла пилоты защищены от вредоносных факторов.

Нанопокрытие состоит из тончайшего напыления золота и индий-олова. Каждый слой в тысячи раз тоньше человеческого волоса, и толщина его не превышает 20 нанометров. Нанопокрытие, невидное для глаза, снижает заметность самолета и защищает летчика от ультрафиолетового излучения. Такие стекла обладают повышенной прочностью и стойкостью к воздействию атмосферы. Эта технология используется в истребителях пятого поколения Су-57. Все композитные материалы самолета также производятся на ОНПП «Технология».
 

Международные проекты «Технологии»

Обнинские ученые принимают участие в международных научных проектах. Так, в 2004 году на предприятии были созданы уникальные углепластиковые опорные конструкции для Большого адронного коллайдера. Для реализации этой нетривиальной задачи ученым и инженерам из Обнинска пришлось обобщить весь имеющийся опыт в работе с композитами. Показателем уровня компетенции российских ученых можно считать тот факт, что никакое другое предприятие в мире не взялось обеспечить заявленные параметры. Обнинские специалисты справились с задачей.

В феврале 2019 года с космодрома Байконур был запущен египетский спутник EgyptSat-A, бескаркасный корпус для которого был создан в Обнинске. Технология бескаркасного строительства позволяет значительно сократить процесс сборки спутника и, что не менее важно, уменьшить его вес на 15%.

X19pZD0xMTc3NTc.jpg

Другим ярким международным проектом является участие ОНПП «Технология» в совместной российско-европейской миссии «ЭкзоМарс-2020» по исследованию Красной планеты. В рамках проекта Россия готовит десантный модуль и посадочную платформу. Защитит модуль при вхождении в марсианскую атмосферу специальный экран из легкого и прочного «космического» композита, который может выдерживать сильную вибрацию и экстремальные температуры.

За 60-летнюю историю существования ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина стало крупнейшим центром по изучению и созданию современных неметаллических материалов и изделий из них. Сегодня перед предприятием стоят задачи по импортозамещению и увеличению доли гражданской продукции, с которыми оно успешно справляется. «Технология» выпускает более 400 видов изделий для авиации и космонавтики, более 250 видов изделий для железнодорожного и водного транспорта, а также является одним из ведущих производителей изделий из керамики для оборонно-промышленного комплекса.