Связь с подлодкой. Как это работает

Связь с подлодкой. Как это работает

Фото: Объединенная судостроительная корпорация

Вы когда-нибудь задумывались, как «позвонить» на подлодку, когда она находится в подводном положении и радиоволны не могут проникнуть сквозь толщу воды? Нет? Тогда давайте разбираться, как же работает связь под водой. 

Подводные лодки в нашем нынешнем представлении – это огромные атомные крейсера, возможно, самое мощное и грозное современное оружие в руках человечества. Одним из их главных преимуществ, помимо боекомплекта, способного испепелить целый континент, является возможность месяцами никак не обнаруживать свое местонахождение, не всплывать на поверхность. 

Про бесшумность подлодок ходят легенды. В них сложно поверить, но утверждают, что огромный атомный крейсер размером с многоэтажку может пройти в паре десятков метров от пловца, и тот его даже не заметит! 

photo_2023-08-23_16-42-55.jpg
Фото: «Росэлектроника»

Как известно, у всего есть цена. Стоимость современных атомоходов просто космическая. И, кстати, есть не менее «космический» по сложности момент, связанный со скрытностью этих объектов, – связь с ними. Когда подлодка находится на поверхности, радиообмен с ней не представляет большой проблемы. Но как только она уходит под воду, связь становится очень сложной технической задачей. 

Дело в том, что, когда электромагнитные волны проходят через толстый слой электропроводного материала, они ослабевают. Причем чем выше частота, тем этот процесс идет интенсивнее. Именно поэтому традиционно используемые для радиосвязи длинный, короткий и ультракороткий диапазоны волн в соленой морской воде, являющейся превосходным электролитом, будут совершенно бесполезны. 

Простое, на первый взгляд решение, – всплыть на перископную глубину, выдвинуть антенну и пообщаться с командованием на берегу − не всегда реализуемо для судна, находящегося на боевом дежурстве, т.к. на малых глубинах оно может обнаружить себя. Таким образом, связь в нашем классическом представлении о ней в ситуации, когда лодка находится на глубине, становится невозможной. 

photo_2023-08-23_16-43-01.jpg

И это большая проблема. Ведь, находясь порой несколько месяцев под водой без связи с берегом, атомный крейсер становится бесполезным. Экипаж может просто не узнать о начале боевых действий и необходимости нанести удар. 

Не будем рассматривать экзотические гидроакустические методы связи, например, когда сонары подлодок могут уловить серию управляемых по интервалам взрывов в качестве сигнала к всплытию и принятию шифрограммы. Есть данные, что СССР и США устанавливали в зонах, где чаще всего бывали субмарины, подводные громкоговорители, а на лодках − гидрофоны для односторонней связи. Увы, дальность этих методов оставляет желать лучшего. Тем более на помощь подводникам пришли сверхдлинные волны. 

Волны в диапазоне ОНЧ (очень низкие частоты в пределах от 3 до 30 кГц) начали использовать еще в годы Второй мировой войны. Немецкие субмарины имели связь с берегом благодаря невероятных для тех времен размеров антеннам системы «Голиаф». Их высота достигала 210 метров и обеспечивала проникновение радиоволн на просторах Атлантики до 30-метровой глубины. 

Современные средства подводной связи имеют в своем распоряжении еще более совершенную технику, работающую в диапазоне СНЧ (сверхнизкие частоты 30-300 Гц). Построить для них антенны как у «Голиафа» нереально, т.к. длина волны приближается к радиусу Земли. 

d799ca365cb960061d999bda0fe1bc9a (1).jpg

Чтобы передавать сигналы в этом диапазоне, огромные электроды закапывают в землю на большом расстоянии друг от друга и пропускают через них электрический ток. Проникая в недра Земли, ток превращает их в огромную антенну. Звучит логично и просто, но на самом деле это настолько сложно, что подобные системы связи имеют только Россия и США. 

Несмотря на односторонний характер, именно эти системы позволяют подводникам оставаться на связи с берегом в любой точке Мирового океана. Для обратной связи подлодке все-таки необходимо всплыть или выбросить специальный буй, который передаст информацию через спутник или самолет связи, когда лодка уйдет с этого места и не даст обнаружить себя. 

Сегодня за разработки для «звонков» на отечественные подлодки отвечает «Интелтех». В 1958–1963 годах здесь была создана оконечная аппаратура скрытной автоматической радиосвязи с подводными лодками по коротковолновым каналам. К концу 1960-х практически все корабли, подводные лодки и береговые службы ВМФ были оснащены техникой связи, разработанной на предприятии. А система информирования об авариях на борту подводных лодок, созданная здесь в 1980-е годы, применяется до сих пор. Являясь частью холдинга «Росэлектроника», входящего в Госкорпорацию Ростех, «Интелтех» представляет собой одно из ведущих предприятий в области научных исследований и производства автоматизированных систем управления и связи в России.