Ростех создал новый сплав для вертолетных двигателей

Ростех создал новый сплав для вертолетных двигателей

Фото: Александр Уткин

Санкт-петербургское предприятие «ОДК-Климов», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех, использует в конструкции перспективного вертолетного двигателя (ПДВ) новый высокопрочный никелевый сплав, который значительно повысит ресурс будущих российских вертолетов. 

Никелевый гранулируемый сплав марки ВВ752П с повышенным содержанием углерода разработан учеными Всероссийского института легких сплавов (ВИЛС, входит в Ростех). Поставка опытной партии этого материала для испытаний планируется во втором полугодии 2018 года. После подтверждения положительных результатов он будет передан на паспортизацию во Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов. 

Сплав новой композиции отличается высокими прочностными характеристиками за счет увеличения содержания углерода до 0,12%. Традиционно доля углерода в подобных материалах не превышает 0,04%, так как более высокая концентрация влияет на хрупкость металла. Однако введение в состав сплава таких материалов, как гафний и тантал, позволило решить проблему. В результате заметно улучшились прочностные характеристики сплава, его сопротивление усталости, а также жаропрочность. Новый материал повысит длительную прочность компонентов авиационных двигателей на 8%. 

«Широкое применение новых материалов – неотъемлемая часть стратегии авиации будущего. В разработках перспективной авиационной техники большое место занимают композитные материалы, новые сплавы, превосходящие по прочности традиционные материалы и выдерживающие большие эксплуатационные нагрузки. Это гарантирует повышенную надежность деталей и агрегатов, более высокие скоростные и маневренные характеристики создаваемых вертолетов и самолетов», – отметил индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков. 

Работы по созданию двигателя для перспективной вертолетной техники ведутся Ростехом совместно с ведущими отраслевыми институтами России. В разработке используется опыт создания силовых установок для новых вертолетов, а также перспективных гражданских и военных самолетов, в том числе для авиалайнера МС-21 и истребителя Су-57.