Путешествия с Ростехом: Самара

Путешествия с Ростехом: Самара

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет более 700 научных и производственных организаций в десятках городах нашей страны. Для многих из них предприятия Ростеха являются градообразующими, а некоторые даже прославились на весь мир благодаря разработкам Корпорации. В нашей новой рубрике «Путешествия с Ростехом» рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. 

Сегодня отправляемся в живописный город на Волге и крупный промышленный центр региона – Самару. Здесь Ростех представлен предприятиями различных отраслей: на заводе «ОДК-Кузнецов» производят двигатели для космических ракет, на предприятии «Авиаагрегат» – самолетные и вертолетные шасси, а НИИ «Экран» выпускает лазерные станции для защиты самолетов.
 

«Ах, Самара-городок…» 

Самара – уже давно не тот «городок», о котором поется в популярной народной песне, а один из крупнейших мегаполисов России. По численности населения Самара входит в первую десятку, а в составе Самарско-Тольяттинской агломерации и вовсе занимает третье место. Образованная в 1586 году как крепость для защиты юго-восточных рубежей России, Самара сегодня − экономический, научный и промышленный центр Среднего Поволжья. 

С 1935 по 1991 годы город носил имя советского политического деятеля Валериана Куйбышева. Сегодня мало кто помнит, что во время Великой Отечественной войны город фактически был второй столицей страны – сюда были вывезены из Москвы крупные промышленные предприятия, культурные учреждения, органы высшей власти. Уровень промышленности Куйбышева тогда вырос в 5,5 раз, а число жителей – в 1,5 раза. В послевоенные годы значение Куйбышева как военно-промышленного центра только возросло, по этой причине с 1960 по 1991 годы он был закрыт для посещения иностранцами. 

0099a.jpg
Площадь Революции, Куйбышев, 1961 год

Современная Самара, как и столетиями раньше, продолжает играть роль важного транспортного узла между Европой и Азией, севером и югом. Город с самой протяженной речной набережной, самым высоким вокзалом и самыми красивыми девушками (по версии самих самарцев) недавно стал еще привлекательнее – в 2018 году Самара преобразилась, чтобы принять гостей Чемпионата мира по футболу. 

Пройдя не без потерь через 1990-е годы, самарская промышленность сегодня переживает подъем. Облик и характер города формируют большие и малые промышленные предприятия, многие из которых входят в Госкорпорацию Ростех: ПАО «ОДК-Кузнецов», «Авиаагрегат», НИИ «Экран», «Металлист-Самара», Завод индустриальных покрытий, Самарский электромеханический завод, «Полимер», Жигулевский радиозавод, Самарское инновационное предприятие радиосистем. 

В 2019 году при участии Ростеха в Самарской области был создан Региональный центр компетенций в сфере производительности труда. Пилотные проекты Центра реализуются на предприятиях Госкорпорации. За счет внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений прирост производительности труда на предприятиях до 2024 года составит не менее 5% ежегодно. Аудит, обучение сотрудников, а также методологическое и организационное сопровождение проектов на предприятиях осуществляют эксперты Академии Ростеха. 
 

«ОДК-Кузнецов»: двигатели с берегов Волги 

Одно из старейших предприятий отечественного двигателестроения – самарское ПАО «ОДК-Кузнецов» – входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. За свою 108-летнюю историю завод эволюционировал от производства французских поршневых моторов «Гном» до выпуска силовых установок для авиации, космической техники и промышленности. 

104677981_1342377862632390_7055969665665511149_o.jpg
Завод №24 им. М.В. Фрунзе (ныне − «ОДК-Кузнецов»), 1944-1945 годы

Изначально созданный в Москве, осенью 1941 года завод был эвакуирован в Куйбышев. Здесь заводчане сразу взялись за изготовление авиадвигателей для штурмового истребителя Ил-2, выпуская до 50 моторов в сутки. Затем был первый в СССР турбореактивный двигатель ВК-1 для фронтовой авиации. В 1950-е годы осваивается производство газотурбинных двигателей «НК» Николая Кузнецова, который в 1956 году стал генеральным конструктором завода. Двигатель НК-12, поднимавший в воздух стратегический бомбардировщик Ту-95, стал прорывом в турбовинтовом направлении. А легендарный ракетоносец Ту-160 «Белый лебедь» и сегодня оснащается сверхзвуковым двигателем НК-32. 

Сразу после запуска первого советского спутника, в конце 1957 года, предприятие становится частью космической отрасли. В ее интересах было освоено серийное производство двигателей РД-107/РД-108 для ракет типа Р-7. С этого момента и до сегодняшнего дня на самарском предприятии производят сверхнадежные двигатели I и II ступеней для ракет-носителей «Союз». Все пилотируемые и грузовые космические корабли в СССР и России – «Восток», «Восход», «Союз», «Прогресс» – запущены с помощью двигателей ПАО «ОДК-Кузнецов». 

124757701_1465627836974058_6896712342412433097_o.jpg

Создаются на «Кузнецове» и сугубо земные силовые установки – турбины для газовой промышленности и двигатели для магистральных газотурбовозов по заказу РЖД. Среди уникальных разработок предприятия − модуль горелочного устройства для чаши олимпийского огня на зимней Олимпиаде Сочи-2014. 

Сегодня в комплексе предприятий, входящих в ПАО «ОДК-Кузнецов», работает более 10 тыс. человек. Благодаря новым проектам, в том числе двигателю НК-32 второй серии для ракетоносца Ту-160, завод обеспечен работой на долгие годы. С 2017 года на ПАО «ОДК-Кузнецов» проводится масштабная модернизация. Только в 2019 году в развитие самарского предприятия ОДК инвестировано 3,9 млрд рублей. Обновляются существующие производства и строятся новые. Проект рассчитан до 2023 года.

 

«Авиаагрегат»: выпустить шасси! 

Как и для ПАО «ОДК-Кузнецов», вторым рождением завода «Авиаагрегат» стала эвакуация предприятия в 1941 году из Подмосковья в город Куйбышев. За годы Великой Отечественной войны завод №35 выпустил более 90 тыс. авиационных винтов, 40 тыс. из которых предназначалось легендарному штурмовику Ил-2. 

2020-06-01-10-06-56-history_666x440_1bb.jpg
Основные опоры Ан-72 в одном из цехов самарского «Авиаагрегата», 1985 год

После войны завод переключается на производство шасси для авиационной техники – специализацию, которая и сегодня является основной для предприятия. В советские годы здесь выпускались шасси для самолетов и вертолетов всех конструкторских бюро страны. Будущий «Авиаагрегат» ставил на колеса и военную, и гражданскую авиатехнику. В эти же годы завод осваивает производство товаров широкого потребления и сельскохозяйственного оборудования. 

С 2008 года «Авиаагрегат» входит в состав Госкорпорации Ростех, являясь частью холдинга «Технодинамика». Среди актуальных проектов предприятия – разработка компонентов для перспективного авиалайнера SSJ-New, который будет оснащен новыми шасси с улучшенной амортизацией и системой контроля параметров. «Авиаагрегат» принял участие еще в одном важнейшем проекте российского авиапрома – создании нового военно-транспортного самолета Ил-112В. Для него «Авиаагрегат» разработал шасси и гидроцилиндры

78_sotrudniki_aviaagregata_izuchili_novyie_texnicheskie_resheniya.jpg

Не обошла предприятие стороной и программа диверсификации. В ее рамках на «Авиаагрегате» производят станки с ЧПУ и такой интересный продукт, как линейка уличных спортивных комплексов «Заряжайся». В 2019 году станочный парк предприятия был обновлен на сумму свыше 400 млн рублей. Это позволило повысить эффективность изготовления и качество выпускаемых шасси, снизить трудоемкость работ и создать новые рабочие места.  


НИИ «Экран»: лазеры на защите авиации 

Еще одно самарское предприятие, теперь уже в составе холдинга КРЭТ – Научно-исследовательский институт «Экран». Основное направление работы НИИ − создание авиационной радиотехнической аппаратуры, систем радиоэлектронной и оптико-электронной защиты самолетов и вертолетов от авиационных и зенитных ракетных комплексов. 

«Экран» был создан в 1949 году и за свою историю разработал сотни радиотехнических изделий, установленных на самолетах и вертолетах практически всех отечественных марок. Здесь создавались контрольно-регулировочная аппаратура и средства измерения для рабочих мест самолетов, самолетные станции ответных помех, станции общей радиотехнической разведки, контрольно-проверочная и эксплуатационно-ремонтная аппаратура. 

photo_2020-11-30_20-42-51.jpg

С начала 1990-х годов НИИ разрабатывает бортовые комплексы обороны боевых вертолетов. С 2005 года на предприятии активно развивается еще одно из перспективных направлений техники радиоэлектронного противодействия (РЭП) − создание лазерных станций подавления, обеспечивающих эффективную защиту летательных аппаратов от переносных зенитно-ракетных комплексов. 

Сегодня НИИ «Экран» является головным предприятием по ряду направлений в области РЭП и выполняет разработки в рамках Гособоронзаказа. В целях увеличения доли гражданской продукции институт разрабатывает и изготавливает оптические компоненты лазерной техники для использования в медицинской технике и научных исследованиях.