Профессии Ростеха: стеклодув

Профессии Ростеха: стеклодув

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерахмаркшейдерах и других специальностях. 

Герой сегодняшнего выпуска – обладатель редкой профессии, которая называется стеклодув. Это мастер, в руках которого «оживает» и становится податливым стекло. Стеклодувы могут специализироваться на разных изделиях, например создавать эксклюзивные художественные произведения: вазы, елочные игрушки или посуду. Применяется труд стеклодувов и в научно-исследовательских институтах, особенно химического и биологического профиля. Здесь талант мастера проявляется немного в другом – на первый план выступает не оригинальный внешний вид изделия, а строгое соблюдение стандартов, инженерный навык и прочность готовой продукции. О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Александр Зарубин, стеклодув НИИ полимеров из города Дзержинска Нижегородской области.


− Александр, расскажите, пожалуйста, как попасть в вашу профессию? Сколько лет нужно учиться?

– Сегодня получить навыки работы со стеклом можно на специализированных курсах, организованных при предприятиях или в обучающих центрах. Сам я в далекие 1970-е годы после окончания десяти классов по направлению из школы пришел в НИИ полимеров учеником стеклодува (в то время в институте работало восемь стеклодувов). Меня учили опытные мастера своего дела – стеклодувы нашего института. А совершенствовать свое мастерство в любой профессии можно и нужно всю жизнь. Век живи – век учись, говорит нам народная мудрость.

– Какие знания и опыт нужны?


– Безусловно, нужны знания работы с газовым оборудованием, необходимо знать технологию работы со стеклом, его свойства, знать устройство трубки для выдувания, технику безопасной работы с инструментами и печью.

В профессии стеклодува нет мелочей – все важно, каждый шаг при изготовлении стеклянных изделий. Иначе просто ничего не получится. И самое главное – необходимо любить свою профессию.

– Какие навыки и умения самые важные?

– В профессии стеклодува нет мелочей – все важно, каждый шаг при изготовлении стеклянных изделий. Иначе просто ничего не получится. А самое главное – необходимо любить свою профессию.

– С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?

– Я работаю с газовой горелкой, муфельной печью для обжига и специальными инструментами для развертывания стекла. Изготавливаю, а бывает, и ремонтирую посуду для проведения лабораторных исследований: колбы, мензурки, химические холодильники, чаши.

Работаю все время руками, приходится крутить изделия в пламени горелки. Обе руки должны работать одновременно, так как стекло может «закрутиться» и неравномерно разогреться. При раздутии шара при этом получатся неровности. Легкие также постоянно работают.

– Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

– Горжусь тем, что не изменил своей профессии. Я – стеклодув с 45-летним стажем. Каждый день работаю с лабораторной посудой, которая бывает очень разная. И до сих пор учусь. Очень запомнился проект работы по рекламному неоновому оформлению нашего города, в котором НИИ полимеров участвовал десять лет назад. Мы изготавливали неоновые трубки. Специально для этого я прошел дополнительное обучение в Москве у стеклодува-неонщика – специалиста, занимающегося изготовлением неоновой рекламы. Но этот проект уже стал достоянием истории – сегодня неон заменен светодиодами.

– Как много специалистов вашей профессии в России?

– Думаю, в России сейчас трудятся от 100 до 200 стеклодувов. Сейчас это редкая профессия.

– Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

– Перспективы у нашей профессии с тысячелетней историей, на мой взгляд, есть. Особенно в направлении художественного творчества. Елочные игрушки, декоративные предметы интерьера, выполненные хорошим стеклодувом, – настоящее искусство.