Фото: Калининградский янтарный комбинат
Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и десятках других специальностей.
Наш сегодняшний герой − Маргарита Булыгина, старший резчик по камню участка художественной резьбы Калининградского янтарного комбината Госкорпорации Ростех.
− Почему вы выбрали вашу специальность? Какое образование нужно, чтобы работать резчиком по камню?
− Я целенаправленно выбрала эту специальность, хотя пришла в нее из совсем другой сферы деятельности. Мне хотелось изучить редкую профессию и познакомиться с культурой создания изделий из янтарного камня. В этой области специальное образование приветствуется, но существуют исключения – могут работать специалисты, имеющие хороший вкус и умелые руки, но не получившие специального образования.
− Какие знания и опыт нужны резчику по камню? Какие навыки и умения самые важные?
− Художественное образование и видение, визуальное и конструктивное мышление, умение хорошо владеть моторикой рук. А также терпение, усидчивость, внимание к деталям и умение находить новые методики для совершенствования навыка.
− С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?
− Мы работаем на специальном ювелирном оборудовании. Это шлифовальный мотор с тканевыми шайбами с применением абразивных шлифовальных паст, мини-бормашины с применением боров и фрез различных степеней обработки.
Наша работа всегда начинается с эскиз-дизайна изделия. Нередко он создается самим мастером, но может быть разработан и художником-дизайнером. Отталкиваясь от дизайна, мы подбираем подходящий материал, отвечающий финальному виду готового изделия.
Работа начинается с грубых методов обработки: раскроя на детали и камнерезной обточки. Далее идет художественная резьба. Сначала создается грубый силуэт, затем он детализируется, дорабатывается до конечного результата.
Заключительный этап − финишная полировка. При необходимости, если изделие состоит из множества отдельных элементов, подгоняем отдельные детали для последующего совместного монтажа. Также наши изделия могут включать этапы работы с металлом и деревом.
− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?
− Я в целом довольна своим ростом в этой профессии, учитывая отсутствие специального образования и большого опыта (я работаю резчиком всего два года). За это время я становилась дважды победителем в региональном чемпионате конкурса профессионального мастерства World Skills Russia в компетенции «Обработка янтаря». На выставке-конкурсе «Московский сокольничий» в этом году я получила за свою работу «Охотник с собакой» первое место.
Проект, который мне запомнился на долгие годы и много дал с точки зрения профессионального роста − это композиция «Три Ангела», которая была представлена на форуме AmberForum 2023. Считаю эту работу великолепным образцом сплоченного труда большого коллектива специалистов по дизайну, по обработке янтаря и по обработке металла. Для меня лично это была честь – принять участие в работе, которая стала настоящим произведением художественного искусства.
− Какие ваши дальнейшие планы?
− Я буду совершенствовать свое мастерство, которое дает мне возможность как самовыражения, так и творческой реализации. Поэтому дальнейшие планы – набираться знаний, умений и опыта в этой профессии, достигать новых профессиональных высот.
− Как вы думаете, какие перспективы у профессии резчика по камню?
− Я не сомневаюсь, что профессия художника-резчика будет только набирать обороты, ведь всё большее количество людей знакомится с янтарем. И все больше приходит интересных заказов на художественные изделия. Люди почувствовали красоту, тепло и обаяние камня, полюбили его.
А художественная резьба по янтарному камню, как и сами украшения, имеют сильное отражение живой работы мастеров, физическое и эстетическое воплощение энергии человека через камень, которое невозможно передать машинным способом. Я считаю, и это подтверждается моими наблюдениями, что в наше время развития роботизации ручной труд становится всё ценнее.