Профессии Ростеха: химик-технолог

Профессии Ростеха: химик-технолог

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах, криптографах и других специальностях.

Герой сегодняшнего выпуска – химик-технолог. О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Сергей Викторович Самунь, начальник химического цеха опытного завода Уральского научно-исследовательского химического института.

− Сергей Викторович, как можно попасть в профессию химика-технолога? Какое образование для этого нужно?

− «Попасть» в такую профессию нельзя. Ее можно только сознательно выбрать и остаться ей верным на всю жизнь. Потому что химия – это и есть жизнь, причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле. Лично для меня путь в «большую химию» начался со студенческой скамьи Днепропетровского химико-технологического института. Я учился по специальности «Технология плазмохимических производств». Это было новое, чрезвычайно интересное и перспективное направление. Закончив институт, по распределению отправился в тогда еще Свердловск, в Уральский научно-исследовательский химический институт инженером-химиком. Здесь и работаю уже 35 лет. Дорос до начальника химического цеха. Должность очень ответственная, но при этом чрезвычайно интересная, дающая возможность проявить себя технологом, исследователем и управленцем. 

− Какие знания и опыт нужны химику-технологу? Какие навыки и умения самые важные?

− Учиться нужно всю жизнь, не важных знаний в нашей сфере не бывает. Без постоянного саморазвития хорошим специалистом не стать. Отрасль динамичная, постоянно появляются новые технологии, процессы, материалы. Если хочешь оставаться в профессии, значит, и учиться нужно постоянно. Если ты рассчитываешь расти и как управленец, значит, должен совершенствовать еще и административные навыки. Для того чтобы эффективно руководить коллективом, в котором каждый сотрудник − это профессионал в своей области, ты должен разбираться на хорошем уровне и в его компетенциях, быть способным организовать общую работу так, чтобы каждый мог максимально реализовать свой потенциал, а продукция цеха полностью соответствовала заданным параметрам. Соответственно, необходимы знания и понимание химико-технологических процессов не ниже уровня коллег, проводящих лабораторные исследования. В процессе работы формируется понимание процесса, разрабатывается промышленная технология, подбирается оптимальное оборудование и другие составляющие, обеспечивающие выдачу исходных данных для проектирования производств как крупнотоннажной, так и малотоннажной химии.

 
− С каким оборудованием вы работаете? Как проходит ваша работа?

− Мы занимаемся отработкой технологий, разработанных институтом. Чтобы было понимание: продукт, полученный в лабораторных условиях, мы доводим до серии, то есть масштабируем технологию производства. Соответственно, сотрудникам необходимо знание и понимание технологических и химических процессов на уровне не ниже коллег, проводящих лабораторные исследования. По исходным данным нами разрабатывается промышленная технология, оборудование и другие составляющие, обеспечивающие производство малотоннажной химии.

 
− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

− Каждый проект интересен, потому что, как правило, уникален. Отдельно выделил бы работы по получению бескислородных соединений бора и бора элементарного, а также хромовую тематику. Многие научные и технологические решения по получению бескислородных соединений бора реализованы нами впервые не только в стране, но и за ее пределами.


Подробнее о том, как уральский бор применяется в атомной и космической промышленности




− Как вы думаете, какие перспективы у профессии химика-технолога?

− Нам удалось сохранить институт в 1990-е годы. Не без потерь, но мы сохранили научную школу, традиции, коллектив – тот фундамент, на котором можно выстроить новое здание. Сегодня начала приходить молодежь с новыми идеями, желанием работать и создавать новое. И это самое главное. Раз новое поколение стремится создавать, значит, и у института, и у страны есть будущее. А если учитывать, что без химической отрасли сегодня невозможно развитие ни одного направления, значит, и перспективы для тех, кто видит себя исследователем и творцом, в нашей профессии есть. Как есть и все возможности реализовать свой потенциал и здоровые амбиции.