22 ноября исполняется 110 лет со дня рождения конструктора Михаила Миля, создателя знаменитого семейства вертолетов «Ми». Эти машины нашли широкое применение, как у нас в стране, так и за рубежом. На них были установлены многие мировые рекорды. Сегодня по всему миру летают несколько тысяч «Ми» – воинов, тружеников и спасателей.
Воплощение детской мечты
Михаил Леонтьевич Миль родился 22 ноября 1909 года, когда авиация переживала подъем, и детские увлечения часто перерастали в серьезные занятия, определяя судьбы. Еще в 12 лет Михаил собрал свою первую модель самолета, которая даже одержала победу в конкурсе. Кругозор юного Миля был широк: он хорошо рисовал, занимался музыкой, осваивал иностранные языки. Но тяга к авиации пересилила остальные интересы.
Автожир КАСКР-1 и его создатели. Крайний справа – Н.И. Камов
Уже в возрасте 16 лет Михаил – студент Сибирского политехнического института в Томске. Здесь в студенческой секции он строит одноместный планер, на котором сам поднимается в воздух. Спустя два года учебу пришлось прервать. Из-за доноса на «непролетарское происхождение» Миля исключают из института, и на год он уходит в кожевенную лабораторию, после чего поступает сразу на третий курс недавно открывшегося авиационного отделения Донского политеха. Здесь он увлекается автожирами – новым видом винтокрылых летательных аппаратов, несущий винт которых не имел механической связи с двигателем, а вращался в полете сам по себе под действием набегающего потока воздуха.
Направление автожиров в это время в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) разрабатывает Николай Камов, который приглашает Миля пройти практику в качестве механика. Таким образом, еще будучи студентом, Миль стал участником команды по созданию первого отечественного винтокрылого летательного аппарата – автожира КАСКР-1 «Красный инженер».
Давняя мечта человека, выраженная в сказке о ковре-самолете, наиболее полно воплощается в вертолете.
Михаил Миль
Интересно, что оба патриарха вертолетостроения, и Миль, и Камов, были родом из Иркутска и с разницей в семь лет учились в одной школе. После окончания института в 1931 году по рекомендации Камова начинающий специалист направляется в ЦАГИ, в отдел, занимавшийся автожирами. Здесь Миль изучает аэродинамику автожиров, пишет свои первые научные работы, участвует в разработке автожиров А-7, А-12 и А-15.
Эпоха первых геликоптеров
В 1941 году Михаил Миль становится заместителем Н.И. Камова на недавно созданном заводе по строительству автожиров. В августе того же года автожиры было решено проверить в боевых условиях. Эскадрилья из пяти машин А-7 с Милем в качестве инженера совершала вылеты на Западном фронте под Ельней. Однако неудачное сочетание конструктивной экзотичности, малочисленности и уязвимости для вражеских истребителей оказалось роковым для первых в СССР боевых автожиров. Эскадрилья вернулась в тыл, и дальнейшие разработки этого направления были свернуты.
Группа конструкторов автожира А-7 с военными перед отправкой на фронт. Миль − первый слева в белой рубашке
Череда потерь военного времени (умерли сын и мать, погиб брат) не сломили конструктора. Он разрабатывает противотанковое ружье, улучшает конструкции самолетов, защищает кандидатскую и докторскую диссертации. Однако вертолетную тему Миль не оставляет и даже пишет письмо Сталину о необходимости ее развития.
В конце войны американцы уже имели действующий серийный геликоптер S-47, созданный эмигрантом из России Игорем Сикорским, и в целом вертолетное направление было на подъеме. Поэтому было решено в спешном порядке создать советский аналог. Разработки велись одновременно по двум схемам: двухвинтовой сосной и одновинтовой с рулевым винтом, как у машин Сикорского.
В 1947 году Миль становится главным конструктором нового «геликоптерного» ОКБ. Абсолютно уверенный в нужности и успехе проекта, Михаил Леонтьевич шутил, что «все уже изобретено, осталось только сделать». И действительно, спустя всего лишь год первый вертолет Миля ГМ-1 поднялся в воздух. И хотя первый опытный экземпляр разбился на испытаниях, в целом ГМ-1 оказался удачным и подтвердил правильность выбранного пути. В 1952 году ГМ-1 идет в серию под обозначением Ми-1, впоследствии на нем было установлено 27 абсолютных мировых рекордов.
Вертолет Ми-1АУ
Новые машины с трудом пробивали себе дорогу. Пилоты остерегались переходить с привычных самолетов на винтокрылые аппараты. Руководство страны не спешило отдавать мощности под серийное производство. Отчасти изменить такое положение дел помогли успехи американцев, активно использовавших вертолетную технику, в том числе для высадки десанта в реальных боевых действиях в Корее. Тогда КБ Миля получило заказ на транспортно-десантный вертолет ВД-12, будущий Ми-4.
Созданный в фантастически короткие сроки, всего за один год, Ми-4 взлетел уже в 1952 году. Он мог переносить на борту 16 десантников или один автомобиль ГАЗ-69, а по характеристикам опережал своего американского собрата S-55. Вертолет широко эксплуатировался в военной и гражданской авиации вплоть до 1980-х годов. Детище Миля было отмечено Ленинской премией, а в 1958 году Ми-4 получил золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Международный триумф
Массовость, надежность, дешевизна и простота – руководствуясь этими принципами, Миль создавал свои вертолеты, такие как Ми-6, Ми-10, Ми-8, Ми-2, Ми-14, Ми-24.
Первым вертолетом с газотурбинным двигателем стал тяжелый Ми-6, созданный в 1957 году. Он был предназначен для перевозки боевой техники сухопутных войск, в том числе ракетных комплексов, для высадки десантов в тылу противника. Способный нести до 12 тонн, Ми-6 стал самым грузоподъемным вертолетом своего времени. «Шестерка» настолько превзошла все, что существовало в вертолетной авиации мира, что сведения о ней, просочившиеся в западную техническую прессу, произвели почти такую же сенсацию, как запуск первого спутника. В 1961 году машина преодолела максимальную на тот момент вертолетную скорость 300 км/ч.
Многоцелевой транспортный вертолет Ми-6
Самое известное детище конструктора – многоцелевой вертолет Ми-8, созданный в 1960-е годы. Его конструкция оказалась настолько успешной, что производство Ми-8 не прекращается до сих пор. Всего выпущено более 50 модификаций и более 12 тысяч единиц этой универсальной машины.
Участие вертолетов ОКБ Миля в международном авиасалоне в Ле-Бурже в 1965 году произвело фурор. А в 1971 году мировое вертолетное сообщество ждало еще одно потрясение – перед ним предстал двухвинтовой гигант Ми-12, самый тяжелый и самый грузоподъемный вертолет из когда-либо построенных. Под его крыльями с винтомоторными группами от Ми-6 мог поместиться лайнер Ту-144. За создание Ми-12 Миль и его коллеги были награждены призом имени И.И. Сикорского. Сверхтяжелый транспортник задумывался как часть ядерной программы СССР, но с принятием на вооружение более компактных твердотопливных баллистических ракет и изменением взглядов военных на обеспечение мобильности ракетных войск стратегического назначения Ми-12 оказался не востребован и в серию не пошел.
Конструктор-художник
Работа над Ми-12 и его непростые испытательные полеты, а главное – многолетняя титаническая борьба с косностью и недоверием чиновников к вертолетной технике, подорвали здоровье генерального конструктора. Михаил Леонтьевич скончался в 1970 году в возрасте 60 лет, успев вывести на этап летных испытаний свой первый боевой вертолет Ми-24. Летающая машина огневой поддержки принимала участие в боевых действиях в Афганистане и Чечне, выпущена в количестве более 3000 единиц и является вторым по распространенности ударным вертолетом в мире.
Под началом Михаила Миля была сформирована отечественная вертолетная школа. Коллеги конструктора отмечали его высокую техническую культуру, творческую интуицию и нешаблонное мышление. До конца жизни Михаил Леонтьевич не оставлял занятия музыкой и рисованием. Подтверждением высокого художественного вкуса конструктора можно считать тот факт, что в КБ Миля работал целый штат художников, которые иллюстрировали работы бюро. Навыки рисования помогали Милю быстро создавать эскизы будущих вертолетов. Уже после смерти конструктора его художественные работы показывались на выставке «Ученые рисуют» в 1981 году в Москве.
При жизни Михаила Леонтьевича был создан Московский вертолетный завод, который сегодня носит его имя. В настоящее время завод входит в холдинг «Вертолеты России» и включает в себя ОКБ, опытное производство, экспериментальный комплекс и летно-испытательную базу. Конструкторское наследие Миля продолжает жить. Уже после ухода генерального конструктора были созданы тяжелый транспортник Ми-26, ударный Ми-28, легкий спортивно-пилотажный Ми-34 и средний многоцелевой Ми-38.