Легендарной «Катюше» – 80 лет

Легендарной «Катюше» – 80 лет

Советские бойцы едут на реактивном миномете БМ-13 «Катюша» во время боев на Курской дуге. Фото: Галина Санько / waralbum.ru

21 июня 1941 года, за день до начала Великой Отечественной войны, на вооружение была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 – легендарная «Катюша».

Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях 14 июля 1941 года. «Катюша» «заводила свою песню» до конца Великой Отечественной, а после войны еще несколько десятилетий несла службу в армиях различных государств мира. Как создавалась знаменитое оружие Победы, и откуда прозвище «Катюша», – читайте в нашем материале.

«Катюша» у истоков реактивной артиллерии

Еще в 1920-х годах в нашей стране начались работы по созданию реактивных снарядов. Исследования стартовали в Газодинамическом институте, а позже продолжились в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ), который был организован в 1933 году. Кстати, РНИИ считается первой в мире государственной научно-исследовательской и проектной организацией по реактивной технике.

В 1937 году на вооружение был принят реактивный снаряд РС-82 калибра 82 мм, а через год – РС-132 калибром 132 мм. «Эрэсы», как называли тогда эти снаряды, подразумевались для установки на самолетах. Таким образом решалась их основная проблема – низкая точность стрельбы из-за малой начальной скорости полета (по сравнению с артиллерийскими снарядами). Авиационное применение позволило повысить точность попадания. «Эрэсы» отлично показали себя в боях: на Халхин-Голе в схватке с японскими истребителями и в ходе советско-финской войны. После такого успеха сомнений не оставалось – армия нуждалась в наземном варианте.

photo_2021-06-21_17-49-31.jpg
Расчет заряжает реактивный миномет БМ-13 во время последних боев в Берлине. Кадр кинохроники.

Вначале реактивные снаряды запускались с земли с помощью специальных штырей. В 1938 году появилась мобильная версия на базе грузовика ЗИС-5 – на автомобиле могли уместиться более двух десятков авиационных пусковых установок. Позже появился и вариант на более грузоподъемном и проходимом ЗИС-6. Однако на машине использовались короткие пусковые установки, а значит кучность стрельбы оставляла желать лучшего.

Работы в этом направлении продолжались, и не только в области создания самой наземной пусковой установки. Разрабатывался и новый осколочно-фугасный реактивный снаряд. В отличие от своего авиационного «собрата» он стал намного длиннее и тяжелее. Благодаря этому дальность полета увеличилась с 5 км до 8,5 км, также выросла масса боевого заряда. Хотя новая пусковая установка вместе с новыми снарядами успешно прошла испытания весной 1940 года, вспомнили про нее буквально накануне войны – 21 июня Сталин подписал постановление об организации массового производства нового вида вооружения Красной Армии. Эти боевые машины войдут в историю под именем «Катюша».

Боевое крещение «Катюши»: «Сплошное море огня»

Боевое крещение «Катюши» связано с именем капитана Ивана Флерова. В самом начале войны он был назначен командиром первой в Красной Армии особой батареи реактивного действия. Нет точных сведений о том, сколько «Катюш» находилось на вооружении батареи – по некоторым данным от пяти до семи машин. Но точно известен какой фурор они произвели в первом же бою.

Свой первый сокрушительный удар 14 июля 1941 года батарея Флерова произвела при обстреле поселка железнодорожников Орши. В документах зафиксировано: «Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

photo_2021-06-21_17-49-19.jpg
Залп реактивных минометов БМ-13 «Катюша» на шасси американских грузовиков «Стедебеккер» в Будапеште. Фото: Анатолий Егоров / waralbum.ru

По воспоминаниям немецких солдат, которым довелось участвовать в данном бою и выжить, это было их самым страшным опытом за всю войну. Тогда начальник немецкого генштаба Франц Гальдер записал в своем дневнике: «Русские под Оршей применили какое-то новое неизвестное оружие. Шквал огнеметных снарядов сжег железнодорожную станцию, все эшелоны с техникой и личным составом прибывших воинских частей. Горела земля. Плавился металл». И в это легко верится – по мощности залпов «Катюша» превосходила обычные артиллерийские орудия в десятки раз. Буквально за секунды минометный полк «Катюш» на расстоянии до 8,5 км испепелял площадь свыше 100 гектаров.

Новое русское оружие повергло немцев в шок, за «Катюшами» была объявлена настоящая охота. Советское командование, понимая это, дало четкую установку – ни одна боевая машина не должна достаться врагу. Этого не допустил и капитан Флеров. В октябре 1941 года его батарея оказалась в осаде под Вязьмой. Сделав последний залп, вся батарея была взорвана по приказу Флерова. Сам капитан погиб, посмертно ему был присвоен Орден Отечественной войны I степени в 1942 году, а в 1995 году он стал Героем России.

Милое имя грозной машины

Существует несколько предположений по поводу того, как БМ-13 прозвали «Катюшей». Первая и самая популярная версия связана со знаменитой песней «Катюша», которая появилась накануне войны и сразу же завоевала народную любовь. «Выходила на берег Катюша... Выходила, песню заводила...» – эти слова уже на протяжении многих лет ассоциируются со знаменитой боевой машиной. И «Катюша» действительно «пела».

«При полете реактивных снарядов за счет истечения из ракетного двигателя пороховых газов слышится своеобразный звук. В соответствии с известным эффектом Доплера, по мере удаления снаряда высота звука меняется. При этом возникает подобие мелодии, что отличает залпы «Катюши» от выстрелов артиллерийских орудий. Не спутаешь ни за что», – рассказывал в интервью сотрудник Центра имени М.В. Келдыша, кандидат технических наук Альберт Гафаров.

Вторая версия связана с заводом «Коммунар». Первые серийные БМ-13 изготавливались на этом воронежском заводе и имели на дверце кабины фирменный знак в виде буквы «К». Данную гипотезу косвенно подтверждает тот факт, что гаубицу М-20 с литерой «М» солдаты прозвали «Матушкой». Кстати, в советской армии были и другие подобные имена. Например, установку М-30 назвали «Андрюшей», а немецкий миномет Nebelwerfer получил русское имя «Ванюша». Немецкие солдаты к нашей «Катюше» относились с трепетом и прозвали «Сталинский орган». Направляющие машины БМ-13 действительно напоминают трубы органа.

photo_2021-06-21_17-49-12.jpg
Советские артиллеристы готовят к залпу реактивный миномет БМ-13 «Катюша» во время боев в Берлине. Фото: Марк Редькин / waralbum.ru

«Катюша» никого не оставила равнодушным – поднимала боевой дух наших бойцов, сеяла панику и ужас во вражеских рядах. Всего за годы войны было изготовлено около 11 тыс. боевых машин, которые выпустили по гитлеровцам несколько миллионов реактивных снарядов. «Катюша» «выходила и заводила свою песню» на полях всех основных сражений, дошла до самого Берлина. Многие эксперты отмечают, что в операции по взятию столицы Германии именно 1500 установок «Катюши» сыграли решающую роль.