«Крылатое» кино: авиация в кинематографе

«Крылатое» кино: авиация в кинематографе

Самолет Ту-144. Кадр из фильма «Мимино» 

Во многих художественных фильмах участвуют самолеты и вертолеты, чаще всего – в небольших эпизодах, как герои второго плана. Но иногда теме авиации отводится одна из главных ролей в кино.

Предлагаем вспомнить несколько культовых фильмов с «участием» отечественной авиатехники и узнать чуть больше об их «крылатых» героях.


Невероятные приключения итальянцев в России (1973)

Погоня с трюками, шутками и Ту-134 – легендой советской гражданской авиации

Ту-134 стал одним из самых массовых пассажирских самолетов в истории нашей страны. Говорят, что своим появлением этот лайнер обязан Никите Хрущеву. В начале 1960-х во время одной из поездок во Францию советского генсека катали на новеньком лайнере «Каравелла». Чуть позже авиаконструктору Андрею Туполеву было поручено создать советский аналог такого же самолета.

Первый образец машины появился в 1963 году, а уже в 1967-м самолет Ту-134 совершил свой первый рейс. Кроме как в СССР, лайнер эксплуатировался более, чем в десяти странах. В одном только Советском Союзе Ту-134 перевезли в общей сложности почти полмиллиарда пассажиров.

Параллельно со своей «основной работой» Ту-134 успел сняться в десятках фильмах, в том числе в такой знаменитой картине, как «Ирония судьбы, или с легким паром!». Но, пожалуй, самой запоминающейся стала роль в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», может, потому что режиссер Эльдар Рязанов отважился на весьма смелый эксперимент – посадка самолета на шоссе. Ранее в мировом кино никто на такое не решался.

62.jpeg

Ни одно шоссе не выдержит посадки реактивного лайнера – сила удара требует толщину асфальта не менее 70 сантиметров. Поэтому создатели фильма решили «загримировать» под обычное шоссе взлетно-посадочную полосу Ульяновского аэродрома – начертили на бетоне белые линии, вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски и даже указатель «Москва – 140 км». Осталось самое главное – посадить самолет среди едущих автомобилей. Эта ответственная миссия была поручена Ивану Таращану, который занимал должность замначальника школы пилотов гражданской авиации в Ульяновске.

Главным условием летчика было, чтобы в качестве водителей автомобилей на полосе были также профессиональные пилоты. Так и появились всем известные кадры, как Ту-134 едет по шоссе вместе с обычными автомобилями, по тротуарам спешат люди, по зебре бегут пешеходы, а самолет-гигант терпеливо ждет зеленого света светофора.


Как Ту-134 стал одним из самых удачных проектов советского авиапрома – в нашем материале 



Кандагар (2009)

Драма, основанная на реальных событиях, – захват в Афганистане российского Ил-76ТД с экипажем на борту

Ил-76ТД – гражданская модификация знаменитого Ил-76МД – совершил свой первый полет в мае 1982 года. Этот крылатый гигант может поднять до 50 тонн груза, а максимальная взлетная масса машины составляет 190 тонн. Несмотря на свои внушительные размеры, самолет получил ласковое прозвище «Улыбайка», из-за характерной формы остекления кабины штурмана.

Однако летом 1995 года самолету Ил-76ТД с бортовом номером RA-76842 было вовсе не до улыбок. Тогда этот борт с его российским экипажем был захвачен в Афганистане. Талибы вынудили пилотов приземлиться в Кандагаре, где летчики попали в плен более, чем на год. 16 августа 1996 года наши пилоты во главе с командиром корабля Владимиром Шарпатовым совершили дерзкий побег, «угнав» самолет из Кандагара в ОАЭ, а потом благополучно вернулись в родную Казань. Именно эти события легли в основу фильма «Кандагар».

orig-1.jpeg

Кстати, «Кандагар – Шарджа» 1996 года не стал последним «героическим» рейсом воздушного судна. Самолет после возвращения на родину продолжил работу. Данный борт выполнял рейсы для различных гуманитарных организаций: Международный Комитет Красного Креста, «Врачи без границ» и других. На счету самолета и множество необычных грузов, среди которых – оборудование для Байконура, дельфины-белухи и носороги для зоопарка в городе Вена.


Об истории создания Ил-76, а также его модификациях – в нашем материале



Мимино (1977)

Путь грузина-пилота в большую авиацию – от «бабочки» Ми-2 до легендарного Ту-144, и обратно

Самый известный грузинский летчик Валико летал на вертолете Ми-2. Пилоты эту машину называли по-разному – Бабочка, Конек-горбунок, Головастик. Ми-2 был распространен по всей стране, трудился как в ВВС, так и в гражданской авиации – в сельском хозяйстве, санитарной авиации и т.д. За годы производства с 1965-го по 1998-й было выпущено более пяти тысяч таких вертолетов. Поэтому неудивительно, что Ми-2 можно увидеть в десятках кинофильмов, среди которых «Экипаж», «Инспектор ГАИ» и т.д. Но, пожалуй, только в фильме Данелия «Мимино» вертолет Ми-2 показан с особой теплотой. Сев за штурвал сверхзвукового Ту-144, Валико не находит своего счастья и возвращается к доброму и трогательному «Головастику».

orig-2.jpeg

Если Ми-2 в «Мимино» – вполне правдоподобный персонаж, то история с Ту-144 больше придуманная. В 1977 году, когда фильм впервые был представлен на Международном московском кинофестивале, Ту-144 действительно совершил свой первый рейс, только не в Сан-Франциско, а в Алма-Ату. Сверхзвуковой самолет за пару часов мог преодолеть четыре тысячи километров, что вдвое быстрее обычных лайнеров.

Несомненно, создатели картины были уверены, что Ту-144 ждет большое будущее и зарубежные полеты. История, как известно, сложилась по-другому. Но, несмотря на это, советские авиаконструкторы опередили не только звук, но и весь мир – наш сверхзвуковой Ту-144 поднялся в небо 5 июня 1969 года, на несколько месяцев раньше британско-французского «Конкорда».


Об истории Ту-144 и его непростой судьбе читайте в нашем материале

Кстати, в «Мимино» грациозным Ту-144 можно полюбоваться только со стороны – для съемок в кабине «дублером» выступил Ил-62. Однако кадр с белоснежным Ту-144 навсегда остался в истории советского кино и авиации.


Экипаж (2016)

Фильм-катастрофа, где за штурвалом Ту-204СМ пилоты самоотверженно сражаются со стихией

Нередко эту картину называют ремейком одноименного советского фильма 1979 года. Однако, при просмотре ясно, что это не совсем так. Новый «Экипаж» сложнее по задаче, стоящей перед летчиками, и в плане использования авиатехники. Так, «Экипаж» 2016 года встречает «конец света» за штурвалом не Ту-154, а лайнера Ту-204СМ, разработанного в ОКБ А.Н. Туполева (бортовой номер 64151) и построенного на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Этот борт стал одним из главных героев картины, наряду с Данилой Козловским и Владимиром Машковым. Кстати, для подготовки к своим ролям актеры провели необходимые часы за штурвалом современного авиасимулятора, как настоящие летчики.

110929_900.jpg

Самолет Ту-204СМ является новой модификацией семейства Ту-204. Он превосходит предшественников по навигационным, летно-техническим характеристикам. По словам разработчиков, Ту-204СМ не уступает самым современным зарубежным конкурентам: Boeing и Airbus.

Машина эта относительно новая – проектирование Ту-204СМ началось в 2007 году, а в 2010-м состоялся первый полет машины. Чуть позже – 3 августа 2011 года – впервые поднялся в воздух «герой» фильма «Экипаж», тот самый борт 64151. Как раз в это время создатели фильма обратились в ПАО «Туполев» со сценарием будущей картины.

Помимо Ту-204СМ, в новом «Экипаже» снялся также Ту-154М (бортовой номер RA-85796). По сюжету фильма этот самолет не выжил. Кадры взрыва – реальные. Данный 20-летний борт действительно сожгли во время съемок. Кстати, взрывались и горели самолеты на территории аэропорта «Внуково» и Летно-испытательного института им. М.М. Громова в Жуковском. Здесь же построили целое здание аэровокзала, где происходили основные сцены картины.

Ёлки-2 (2011)

Реальная история терпящего бедствие Ту-154 и его легендарной посадки на заброшенный аэродром

Еще одна киноистория, основанная на реальных событиях. Ту-154 терпит бедствие, и пилоты вынуждены посадить борт на заброшенном аэродроме. К счастью экипажа и пассажиров здесь много лет продолжает исправно исполнять свои обязанности рядовой сотрудник авиапредприятия, бывший пилот, дядя Валера.

photo_2022-04-01_17-11-43.jpg

7 сентября 2010 года эта реальная история посадки Ту-154 компании «Алроса» в поселке Ижма (Республика Коми) потрясла всю страну. Счастливый конец стал возможен благодаря мастерству экипажа и тому, что взлетно-посадочная полоса поддерживалась в нормальном состоянии. Настоящим героем в реальной жизни, а не в кино, стал начальник вертолетной площадки Сергей Сотников, который на протяжении двенадцати лет по своей инициативе добросовестно следил за полосой.

После «героической» посадки Ту-154М (бортовой номер RA-85684) восстановили, и лайнер еще восемь лет продолжал работать. В 2018 году самолет отправился на заслуженный отдых – прибыл на место постоянной стоянки на территории Музея истории авиации аэропорта «Толмачево» в Новосибирске.