Космическая «Технология»

Космическая «Технология»

Фото: Роскосмос

Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» имени А.Г. Ромашина, входящее в Госкорпорацию Ростех, − ведущее в нашей стране предприятие в области производства неметаллических материалов для ракетно-космической отрасли. Здесь разработано более 100 материалов и технологий производства изделий для космической техники. С изделиями «Технологии» в космос выведено более 70 космических аппаратов.

Погрузиться в мир космических технологий и узнать, какую роль в освоении космоса играет предприятие Ростеха, можно до 5 октября на выставке в калужском Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского. А о самых ярких страницах «космической» истории ОНПП «Технология» читайте в нашем материале.


Проект «Энергия-Буран»

Участие в создании орбитального корабля «Буран» было одним из первых масштабных проектов ОНПП «Технология» для космической отрасли. Работы по программе «Энергия-Буран» на обнинском предприятии начались в 1977 году.

В 1987 году за создание теплозащитного неуносимого покрытия радиационного типа многократного использования для космического корабля «Буран» коллектив разработчиков ОНПП «Технология» был удостоен Государственной премии СССР. Такая теплозащита в нашей стране была создана впервые.

9f35c05ddf82ba72c92bff7745cb74be.jpg

Также впервые были выпущены элементы конструкций и агрегаты планера космического аппарата из полимерных композиционных материалов, термостойкое радиационно-оптически устойчивое остекление кабины экипажа.

«Технология» получила 31 авторское свидетельство на изобретения, касающиеся разработки материалов, технологий и конструкций для «Бурана». Общий вес изделий из неметаллических материалов, разработанных и изготовленных в Обнинске для проекта, составил 10 тонн.
 

Ракеты-носители

ОНПП «Технология» серийно выпускает корпус головного обтекателя для ракет-носителей «Рокот» и «Ангара», выполненный из композиционных материалов. Головной обтекатель – это верхняя часть ракеты-носителя. Он защищает космические аппараты и оборудование от аэродинамических и тепловых нагрузок во время прохождения ракеты через плотные слои атмосферы. Поэтому корпус головного обтекателя отличается высочайшей прочностью и выдерживает температурное воздействие в 600 °С.

6f33f9d1cb94088f74d09a0110b92868.jpg
Фото: КЦ «Южный» / Роскосмос

С середины 1990-х и по 2021 год ОНПП «Технология» участвовало в создании ракеты-носителя «Протон-М», для которой были разработаны композиционные конструкции головного обтекателя. Благодаря применению новейших технологий и композиционных материалов специалисты ОНПП «Технология» добились снижения веса корпуса головного обтекателя почти на две тонны. Это очень важно, ведь стоимость вывода на орбиту одного килограмма сопоставима со стоимостью килограмма золота.

С корпусами головных обтекателей, выпущенных «Технологией», уже состоялось более 100 пусков ракет-носителей «Протон-М».
  

Композиты для космических аппаратов

В 1979 году «Технология» впервые выпускает углепластиковые профили каркасов солнечных батарей. Они были установлены на космические аппараты «Венера-15» и «Венера-16». Аналогичные изделия были произведены и для первой российской астрофизической обсерватории «Астрон», работавшей на околоземной орбите шесть лет; автоматических межпланетных станций «Вега-1» и «Вега-2», изучавших Венеру и комету Галлея.

С середины 1990-х годов «Технология» принимает участие в каждом втором проекте по созданию космической техники. В 1995 году в Обнинске изготавливают трехслойную служебную платформу из композиционных материалов для геостационарного спутника связи «Купон», создаются изделия для орбитальных космических лабораторий серии «Спектр», проекта «ФобосГрунт».

aist-2d_020517_1.jpg
Фото: ОНПП «Технология»

На ОНПП «Технология» выпускают одни из самых легких в мире каркасов солнечных батарей космических аппаратов из полимерных композиционных материалов. Максимальный удельный вес каркаса составляет около 400 г/м2, а вес конструкции с фотоэлементами – менее 1,3 кг/м2. Благодаря таким характеристикам эффективность эксплуатации космической техники увеличивается до 30%: чем легче изделия, тем больше оборудования можно разместить на спутнике.

Панель терморегулирования обеспечивает в космосе, где на технику воздействуют и высокие, и низкие температуры, необходимый для работы оборудования тепловой режим. В 1999 году на предприятии была разработана технология изготовления панелей терморегулирования, которая позволяет оборудованию функционировать в негерметичных условиях. Это увеличивает потенциальный ресурс работы космического аппарата с 3-5 до 10-12 лет.
 

Проект «ЭкзоМарс»

«ЭкзоМарс» − российско-европейская программа по исследованию Марса. Этап проекта «ЭкзоМарс-2022» состоял из марсохода и спускаемого аппарата (десантного модуля), в котором весь полет должен был находиться марсоход. Российская сторона отвечала за разработку десантного модуля и запуск космического аппарата в космос, однако в 2022 году Европейское космическое агентство приостановило работы по проекту. 

4914749498.jpgДесантный модуль. Фото: Роскосмос

Для «ЭкзоМарса» на ОНПП «Технология» изготовлены четыре комплекта элементов десантного модуля из полимерных композиционных материалов. Вес десантного модуля составляет 827,9 кг, из них вес части, выполненной на «Технологии», – 347 кг. В нее входят аэродинамический экран, кожух и платформа для марсохода.

Аэродинамический экран и кожух – защитные элементы модуля. Аэродинамический кожух способен выдержать температуру до 250 °С. Согласно планам после съезда марсохода десантный модуль должен был работать как автономная научная станция.
 

Пилотируемый транспортный корабль «Орел»

Компетенции ОНПП «Технология» задействованы в создании нового отечественного многоразового пилотируемого транспортного космического корабля «Орел». Он будет доставлять людей и грузы за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. Корабль можно использовать и для полетов на космические станции, находящиеся на околоземной орбите.

1573330251_0_0_1920_1080_1440x900_80_0_1_c254ed6fdc391c9719099a33c81c0355.jpg
Фото: Роскосмос

В проекте создания «Орла» предприятие Ростеха отвечает за изготовление пяти комплектов, состоящих из сборочного защитного блока и корпуса двигательного отсека. Благодаря использованию композиционных материалов вес корпуса двигательного отсека при высоте 3,5 м и диаметре конической части 4,8 м составил всего 400 кг, что позволяет снизить вес и решить задачи увеличения ресурсных возможностей корабля.

Первый экземпляр корпуса двигательного отсека успешно проходит стендовые испытания.
 

Проект ATLAS

Как возникла и как устроена наша Вселенная? Люди отправились в космос, чтобы в том числе ответить и на эти вопросы. В 2004 году ученые и специалисты ОНПП «Технология» помогали сотрудникам Европейского центра ядерных исследований приблизиться к решению этих задач. Для самого большого детектора переходного излучения ATLAS Большого адронного коллайдера на предприятии создали комплект опорных конструкций из композиционных материалов.

trt-24.jpg
Фото: НИЯУ МИФИ

Ученые «Технологии» единственные в мире взялись за сложную работу по созданию опорных конструкций детектора, так как имели большой опыт изготовления подобных изделий для космической отрасли.

За уникальную разработку «Технология» была отмечена специальной наградой Европейского центра ядерных исследований «За высочайшее качество продукции». А в 2012 году именно установка ATLAS зафиксировала бозон Хиггса – частицы, с которой, возможно, и началась наша Вселенная.