«КАМАЗ-мастер» отстаивает титул чемпиона «Дакара»

«КАМАЗ-мастер» отстаивает титул чемпиона «Дакара»

Фото: КАМАЗ-мастер

В воскресенье, 6 января, в столице Перу стартовал сорок первый по счету «Дакар». «КАМАЗ-мастер» является многократным призером и пятнадцатикратным победителем этой престижной международной гонки. С 1990 года, когда российская команда впервые заявила о себе в «Дакаре», обогнать ее соперникам удавалось лишь трижды. В предстоящие две недели камазовцы будут отстаивать титул чемпионов «Дакара» на четырех новых спортивных российских грузовиках. Уже после первых двух этапов ралли экипаж Эдуарда Николаева – первый в итоговой классификации.

«Дакар-2019»: особенности и цифры

Одиннадцатый южноамериканский и сорок первый в целом по счету ралли-марафон пройдет по территории одной страны – Перу. Это является главной особенностью гонки в этом году. Бесконечные тихоокеанские пляжи и высокие дюны стали решающими факторами при выборе в пользу Перу. Итак, старт и финиш в одном и том же месте, а большинство этапов закольцованы, но, несмотря на это, ни один из десяти спецучастков не будет повторяться. Продолжительность ралли составит 11 дней: 17 января гонка финиширует в Лиме.

Общая протяженность маршрута составит 5600 км, из них почти 3000 километров – спортивные спецучастки. Таким образом, гонщики смогут в полной мере продемонстрировать свое мастерство, техническое превосходство и серьезную подготовку. «Дакар-2019» стал особенным и по составу участников: в ралли принимают участие 135 новых участников. Как отмечают организаторы гонки, количество новобранцев растет с каждым годом: в 2017 году их было 82, а в прошлом – уже около сотни.

e0b6f52b3a8fd955376198e73d1b19a2.jpg

Всего на старт в столице Перу в разных номинациях вышли 334 экипажа из 61 страны: 167 мотоциклов и квадроциклов, 126 джипов и 41 грузовик. Российские участники представлены в трех категориях, а самое большое число наших – в классе грузовиков, где «КАМАЗ-мастер» выставил четыре экипажа:

№ 500 Пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
№ 502 Пилот Айрат Мардеев; штурман Дмитрий Свистунов; механик Ахмет Галяутдинов.
№ 514 Пилот Дмитрий Сотников; штурман Дмитрий Никитин; механик Ильнур Мустафин.
№ 518 Пилот Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Игорь Леонов.

«Тяжелая артиллерия» сорок первого «Дакара»

«Сильные соперники – это всегда интрига и дополнительный интерес к гонке, это добавляет азарта и мотивации», – прокомментировал Эдуард Николаев сильный состав участников грузового зачета «Дакара-2019».

2b82a961da08b7a77a86cda63a6223de.jpg

В «тяжелом» зачете гонки, помимо КАМАЗов, участвуют 7 Iveco, 3 Tatra, 10 Man, 3 МАЗа, 1 Ginaf, 4 DAF, 3 Renault, 1 Mercedes, 2 Ford, 1 Liaz и 2 Hino. Считается, что основную конкуренцию российской команде составляют лишь несколько соперников – Iveco, Tatra, Renault, МАЗ, Liaz.

На гонку в полном составе – четырьмя экипажами – возвращается команда Жерара де Роя. В первую очередь на победу претендует сам Жерар де Рой – победитель ралли «Дакар» в 2012 и 2016 годах, призер гонки в 2004, 2009 и 2014 годах. В общей сложности, гонка этого года станет для голландца 17-м по счету «Дакаром».

Кроме Жерара де Роя на победу от команды Iveco будет претендовать талантливый аргентинский гонщик Федерико Вильягра. Легенда аргентинского автоспорта по прозвищу «Койот» семь раз становился победителем национального чемпионата по классическому ралли. Прошлый «Дакар» запомнился беспрецедентным поединком Вильягра – Николаев. Основных соперников – Эдуарда Николаева («КАМАЗ-мастер») и Федерико Вильягру (Iveco) – в генеральной классификации после 12-ти этапов гонки разделяла всего одна секунда. На предпоследнем этапе Сан Хуан – Кордоба, из-за поломки коробки передач аргентинец сошел с дистанции.

В этом году команда Iveco подготовилась к «Дакару» основательно: страховать де Роя и Вильягру будет надежный Тони Генугтен и опытный Маурик ван ден Хювель. Большое преимущество в песках грузовикам Iveco предоставят автоматические коробки передач Allison. Кроме того, двигатели, подготовленные в отделении Fiat Powertrain, имеют крутящий момент в 5500 Нм.

Среди других сильных соперников – экипажи команды Renault. Как показал «Шелковый путь-2018», капотный грузовик Renault CBH 385 лидера команды Мартина ван ден Бринка постоянно совершенствуется. Для того чтобы приблизить вес к минимальным разрешенным на «Дакаре» 8500 килограммам, в машине широко используются композитные и легкие материалы. Например, из алюминия сделаны два топливных бака машины общим объемом 850 литров.

Традиционно сильный состав у чешских команд Tatra Instaforex Loprais Team (лидер команды Алеш Лопрайс), Tatra Buggyra Racing (лидер команды Мартин Коломы) и LIAZ Big Shock Team (лидер команды Мартин Мацик). О своих амбициях на победу в гонке также заявила белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая участвует в ралли тремя экипажами – Сергея Вязовича, Александра Василевского и Алексея Вишневского. Моторы на двух машинах подготовлены чехами из Buggyra Racing. На машине Василевского все еще используется 18-литровый мотор Тутаевского завода. На этот двигатель для ограничения мощности установлены рестрикторы – устройства, которые ограничивает вход воздуха в турбокомпрессоры. Напомним, что согласно регламенту соревнований с января 2019 года в «Дакаре» могут участвовать только грузовики с моторами объемом не выше 13 литров.

Новые спортивные КАМАЗы вступают в бой

В связи с изменением регламента гонки, КАМАЗ подготовил для «Дакара-2019» четыре абсолютно новых автомобиля. Внешне они отличаются от спортивных грузовиков предыдущего поколения современным дизайном, а также новой окраской. Но фактически командой была сконструирована новая машина с учетом современных спортивных технологий и тридцатилетнего опыта выступлений во внедорожных ралли.

В новом грузовике, который был выпущен в мае 2018 года и получившем индекс КАМАЗ-43509, использован рядный шестицилиндровый двигатель Cummins ISZ-13. Работы по форсировке двигателя велись с 2016 года и выполнены полностью силами специалистов НП «КАМАЗ-Автоспорт», без привлечения иностранных фирм.

Дакар 0603.jpg

Как отмечают в пресс-службе автопроизводителя, большая работа произведена по сохранению показателей двигателя на больших высотах. В результате достигнуты показатели по мощности в 1100 л.с и 4500 Нм по моменту. При этом в отличие от конкурентов, использующих дефорсированные гоночные двигатели от кольцевых грузовиков, специалисты команды «КАМАЗ-мастер» использовали чисто серийный двигатель, и практически удвоили его базовые характеристики.

«КАМАЗ-мастер» также в течение двух лет вел работы по трансмиссии. Использование автоматических коробок передач на автомобилях категории Т4-2В официально разрешено и они предоставляют явное преимущество в гонках. В этом году принято решение использовать автоматические коробки передач на автомобилях Эдуарда Николаева и Айрата Мардеева. На других двух автомобилях установлены механические коробки передач.

Кроме того, в течение года была проведена большая работа по оптимизации, характеристик подвески. Также реализован полный переход на колеса размерности 22,5 дюйма, что обеспечивает высокую управляемость, уверенное движение при низком давлении, лучшее охлаждение тормозов. И это не полный список новых технических решений в обновленных спортивных грузовиках КАМАЗ.

Первые два этапа позади: «КАМАЗ-мастер» лидирует

Официально «Дакар-2019» стартовал 6 января, а на следующий день участники ралли преодолели первый этап по направлению к Писко, протяженностью 331 километр.

«Дакару-2019» еще до старта многие прочили славу непредсказуемой гонки, каждый день которой будет приносить немало сюрпризов. Объяснение вполне логичное – пески и дюны с крутыми кренами таят много сюрпризов. А быстрое движение курсами по широким песчаным просторам часто усыпляет бдительность спортсменов, что чревато переворотами, либо заcтреваниями, либо проблемами с навигацией. И если первый день гонки прошел для большинства экипажей более-менее гладко, то днем позже перуанская пустыня уже начала показывать свой крутой нрав», – отмечает пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин.

09.01.19.3.jpg

Второй этап – 342-километровый спецучасток от Писки до Сан-Хуан-де-Марконы – прошел достаточно насыщенно для участников. К примеру, еще на первой части этапа потерпел аварию и сильно разбил свой капотный грузовик Renault голландец Мартин ван ден Бринк. Гонщикам «КАМАЗ-мастера» дважды пришлось выступать в качестве спасателей: экипаж Дмитрия Сотникова оказал помощь экипажу известного китайского пилота Хан Вэя, а экипаж Айрата Мардеева остановился для помощи белорусскому экипажу Сергея Вязовича.

Весь спецучасток темп задавал экипаж Эдуарда Николаева, с небольшим отрывом от которого шел голландец Жерар де Рой. Отличную скорость показывал аргентинец Федерико Вильягра. В итоге, на данный момент экипажи российской команды занимают первое, четвертое, шестое и седьмое места в грузовом зачете.

Сегодня, 9 января, участники всех классов преодолеют 331 километров от Сан-Хуан-де-Марконы до Арекипы. Стартуют гонщики на берегу океана, но по ходу дня поднимутся на 2000 метров над уровнем моря.

Итоговая классификация Т4

Место 

Участники  

Страна

 Грузовик

 Результат

 Отставание

1

 Эдуард Николаев
 Евгений Яковлев
 Владимир Рыбаков

Россия

КАМАЗ

04:56.56

-

2

 Жерар де Рой
 Дарек Родевальд
 Муз Торраллардона                              

Нидерланды-Польша-Испания

IVECO

05:01:19

00:04:23

3

 Федерико Вильягра
 Рикардо Торлаччи
 Адриан Джакопини

Аргентина

IVECO

05:04:19

00:07:23

4

 Дмитрий Сотников
 Дмитрий Никитин
 Ильнур Мустафин

Россия

КАМАЗ

05:05.57

00:09:01

5

 Тон ван Генугтен
 Бернар дер Киндерен
 Петер Виллемсен

Нидерланды-Бельгия

IVECO

05:07.31

00:10:35

6

 Андрей Каргинов
 Андрей Мокеев
 Игорь Леонов

Россия

КАМАЗ

05:20:24

00:23:28

7

 Айрат Мардеев
 Ахмет Галяутдинов
 Дмитрий Свистунов               

Россия

КАМАЗ

05:22.05

00:25:09