Это устройство обладает суперспособностью – оно позволяет заглянуть внутрь сумки, чемодана или коробки с посылкой, не открывая ее. С интроскопами жители больших городов сталкиваются практически ежедневно, проходя контроль в метро, на вокзалах, в аэропортах. Все это делается ради нашей безопасности – приборы помогают обнаруживать в багаже запрещенные или опасные предметы.
Интроскопы бывают стационарными или конвейерными, а еще существуют специализированные досмотровые пункты, которые могут «просвечивать» целые грузовые фуры, например на таможне.
Разбираемся, как устроен интроскоп, безопасно ли его излучение и какие решения предлагают российские производители.
Рентген от террористов
В 1970-е годы мир всколыхнула волна авиационного терроризма, когда бандиты-одиночки или целые группировки, пользуясь пронесенным на борт оружием, захватывали самолеты. Чтобы это предотвратить, в аэропортах был введен досмотр пассажиров, для ускорения которого применяются различные технические устройства: металлодетекторы, затем − рентгено-телевизионные интроскопы.
В настоящее время существует несколько видов интроскопии (от лат. intro – внутри и др.-греч. σκοπέω – смотрю), но самой распространенной является технология, основанная на рентгеновском излучении, как наиболее простая и удобная в применении. То есть в основе большинства пунктов досмотра − привычный нам рентген-аппарат, который задействован в медицине.
Для бесконтактного досмотра применяются физические свойства рентгеновских лучей. Во-первых, эти лучи могут проходить сквозь непрозрачные предметы и вещества. Во-вторых, излучение поглощается различными веществами по-разному. И, в-третьих, рентгеновские лучи вызывают свечение некоторых химических веществ и соединений. Все это позволяет во время досмотра получить информативное изображение, на основе которого программа или оператор могут сделать необходимые выводы.
Сумки на ленту, пожалуйста!
На примере интроскопов серии «САПФИР-ИР», которые выпускает Московский завод «САПФИР» холдинга «Швабе», детально разберемся, что происходит внутри устройства в процессе досмотра.
Досматриваемый багаж помещается на ленту конвейера, проходящую через тоннель досмотра. При входе в тоннель багаж пересекает фотобарьер, который посылает сигнал на панель управления и включает генератор рентгеновского излучения. Узкий рентгеновский луч рассеивается и проходит через досматриваемый объект. При этом энергия излучения проникает в содержимое багажа, и в зависимости от характеристик материала часть лучей теряется.
Затем оставшееся излучение попадает на чувствительную матрицу детектора. В интроскопах серии «САПФИР-ИР» применяется двуэнергетичный детектор, восприимчивый к высокой и низкой энергии. Детектор принимает излучение и превращает его в электрический сигнал.
Далее этот пока еще слабый сигнал измеряется и отправляется по системе передачи данных на управляющую станцию для дальнейшей обработки. В результате на экран оператора выводится изображение, показывающее внутреннюю структуру исследуемого объекта. Вся описанная выше операция занимает считаные секунды. Полученное изображение хранится в памяти компьютера, например, интроскоп «Сапфир-ИР6550» может хранить до 100 тысяч изображений в высоком качестве.
Досмотр с пристрастием
Чем больше толщина объекта и чем плотнее его материал, тем меньше лучей он смог пропустить, соответственно, тем темнее объект получается на итоговом изображении. Процессоры современных интроскопов могут по уровню остаточного излучения с высокой точностью вычислить материал объекта и подсветить его на экране определенным цветом. Таким образом можно обнаружить наркотики, взрывчатку, оружие.
Программное обеспечение интроскопа само даст тревожный сигнал, если обнаружит в багаже подозрительный предмет, похожий на нож или пистолет. Далее сотрудник безопасности попросит открыть багаж, чтобы снять или подтвердить подозрения.
Нужно сказать, что интроскоп безопасен как для работающих с ним сотрудников, так и для окружающих. Во-первых, энергия применяемых в интроскопах рентгеновских трубок слишком мала, чтобы причинить вред. А во-вторых, толстые стенки корпуса и защитные шторы с добавлением свинца предотвращают выход даже этой небольшой доли радиации. Но в любом случае не стоит залезать в тоннель работающего интроскопа руками.
В целом, используемые в общественных пространствах интроскопы должны соответствовать строгим нормативам и стандартам безопасности. Устройства Московского завода «САПФИР» выпускаются по лицензии Роспотребнадзора на работу с источниками ионизирующего излучения и имеют сертификат соответствия, а их программное обеспечение включено в Единый реестр российского ПО Минцифры России.