Глеб Котельников: создатель «небесного купола»

Глеб Котельников: создатель «небесного купола»

30 января 1872 года родился создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Котельников. В 1910 году, став свидетелем первой авиакатастрофы в России, Глеб Евгеньевич твердо решил разработать средство спасения авиаторов.

Вряд ли тогда он мог представить, что в будущем с помощью парашюта будет возможно не только совершить прыжок с самолета, а даже посадить космический аппарат на Марс и Луну. Но именно конструкторские принципы и идеи, заложенные Котельниковым, во многом помогли развить российское парашютостроение до новых невероятных высот.

Спасение для авиаторов

Глеб Котельников родился 18 января (по старому стилю) 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова увлекались искусством: театром, живописью, музыкой. Мальчик с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Удивительно, но наряду с этим Глеб увлекался еще техникой. Например, в возрасте тринадцати лет он самостоятельно собрал работающую фотокамеру.

Внезапная смерть отца и ухудшение материального положения семьи полностью меняют планы – вместо консерватории или технологического института, Глеб Котельников уходит добровольцем в армию, поступив в военное артиллерийское училище. Спустя трех лет обязательной службы, Глеб Евгеньевич многие годы служил акцизным чиновником. Но все же детское увлечение театром переросло в основное дело жизни – в возрасте тридцати восьми лет он стал профессиональным актером под псевдонимом Глебов-Котельников.

Глеб Евгеньевич с детства увлекавшийся техникой, не мог не заинтересоваться самым популярным в начале прошлого века изобретением – самолетами. В те годы в крупных городах России часто проводились показательные полеты первых отечественных летчиков. 24 сентября 1910 года Котельников присутствовал на Всероссийском празднике воздухоплавания, проходившем в Санкт-Петербурге. С показательными полетами выступал на своем «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. Во время последнего залета, взлетев на максимально возможную высоту, самолет не выдержал и развалился прямо в воздухе. Мациевич стал первой жертвой авиационной катастрофы в Российской империи. Глеб Котельников был очевидцем трагедии, и под впечатлением от увиденного, он решил непременно придумать какое-то средство спасения авиаторов.

В начале XX века пилоты уже использовали так называемые «спасательные купола». В виде длинных сложенных «зонтов» они были закреплены на самолете и применялись редко из-за своей ненадежности и сложной конструкции.

Всего за 10 месяцев Глеб Котельников придумал и разработал для летчиков средство экстренного реагирования. Оно представляло собой металлический ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота. Парашют круглой формы укладывался в этот ранец. В нужный момент человек дергал кольцо, крышка коробки откидывалась, и мощные пружины выбрасывали купол наружу. Именно эта конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

parashjut_kotelnikova1.jpg

РК-1: русский, Котельникова, первый

В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать свое изобретение – парашют РК-1 (русский, Котельникова, первый). В России это сделать не получилось, но вторая попытка во Франции оказалась успешной, и 20 марта 1912 года Котельников получил свой первый патент.

Вначале РК-1 испытывали при помощи автомобиля. После того как машина достигла максимальной скорости, Котельников дернул за спусковой ремень. Купол мгновенно раскрылся, и его сила торможения даже заставила заглохнуть двигатель. Позже парашют сбрасывали с аэростата с манекеном весом около 80 кг. Несколько десятков приземлений прошло со стопроцентным успехом. 

parashjut_kotelnikova3.jpg

С началом Первой мировой войны и использования военной авиации еще больше выросла необходимость использования пилотами средств спасения. Так началось промышленное изготовление парашютов РК-1.

В советские годы Котельников несколько раз модернизировал свой парашют, увеличивая его грузоподъемность. К 1924 году он изготовил РК-4 с куполом диаметром 12 метров, который обеспечивал мягкую посадку грузу массой до 300 кг. Котельников придумал еще одно нововведение: он разделил стропы на две половины и прикрепил их к плечам. Парашютисты получили возможность маневрировать во время спуска. И эта идея изобретателя тоже используется до сих пор.

В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения государству. Дальнейшим усовершенствованием его идей занялись лучшие инженеры и конструкторские бюро.

Глеба Евгеньевича не стало 22 ноября 1944 года. Его могила на Новодевичьем кладбище в Москве является местом паломничества парашютистов, которые привязывают к деревьям ленточки для затяжки парашютов.

Новые высоты современных парашютов

Парашюты стали обязательными для всех летчиков с 1929-го, а год спустя в Москве появилась первая в России парашютная фабрика. Через пять лет начинает работу Государственный завод-комбинат по производству парашютов.

В 1946 году для разработки парашютно-десантной техники и снаряжения создается Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантной техники, позже переименованный в НИИ парашютостроения. Сегодня институт входит в состав холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех и является лидером парашютостроения России.

В институте было разработано около 5 000 изделий. Одним из важных направлений остается создание спасательных парашютных систем для экипажей летательных аппаратов. Сегодня институт выпускает целую линейку парашютов специально для ВДВ. К новейшим десантным системам относятся: парашютная система пятого поколения Д-12 («Листик»), парашютная система МКС-350-12М серии 2 для десантирования боевых машин десанта.


Конструкторы НИИ парашютостроения продолжают совершенствовать различные парашютные системы и создавать совершенно новые модели. К примеру, в прошлом году холдинг «Технодинамика» впервые продемонстрировал уникальную разработку для эвакуации людей из высотных зданий – индивидуальную парашютную систему специального назначения «Шанс». В отличие от обычных парашютов, «Шанс» позволяет десантировать человека со сверхмалых высот – от 30 метров (высота девятиэтажного дома). При этом парашют раскрывается на нужной высоте самостоятельно, и его использование не требует специальной подготовки.

«В своем роде это уникальная разработка, в которой, несмотря на кажущуюся простоту, сконцентрированы лучшие достижения отечественного парашютостроения», – прокомментировал гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.

Еще одним важнейшим направлением деятельности НИИ парашютостроения стало создание парашютных систем для космоса. Разработанные в институте парашюты обеспечили мягкие посадки космических аппаратов на Венеру и Марс, а также всех российских пилотируемых космических кораблей на Землю.


Совсем недавно Ростех провел первую демонстрацию новой парашютной системы для перспективного корабля «Федерация», который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». В настоящий момент новый «космический» парашют проходит испытания. Всего запланированы 28 сбросов, тестирование с полноразмерным макетом корабля весом 9 тонн пройдет уже в этом году.

Конструкторы НИИ парашютостроения уверены, что и это не предел, и продолжают экспериментировать: с аэродинамическими свойствами, материалами – делая парашют еще более маневренным, надежным, а также способным обеспечить легкую посадку даже самым крупногабаритным и тяжелым грузам.