Где готовят «инженерный спецназ»

Где готовят «инженерный спецназ»

Федеральный проект «Передовые инженерные школы», запущенный в 2022 году по инициативе Минобрнауки РФ, направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Одна из задач проекта – создание в партнерстве с крупными компаниями 30 передовых инженерных школ.

Ростех вошел в проект сразу после его открытия. За прошедшее время при участии Корпорации передовые инженерные школы по направлениям авиастроения, ИТ и автопрома были открыты на базе десяти профильных вузов. В 2024 году Ростех планирует выделить более 1 млрд руб. на развитие программы и открыть школы для инженеров нового поколения еще в пяти вузах. О том, что представляет собой и как реализуется проект – в нашем материале.
 

Объединяя потенциалы

«Передовые инженерные школы» (ПИШ) − это амбициозный проект федерального уровня, направленный на подготовку нового поколения российских инженеров, способных решать сложные технические задачи и внедрять инновационные технологии. Проект представляет собой уникальную образовательную программу, разработанную с учетом последних тенденций в инженерном мире и вызовов современного рынка труда в реальном секторе экономики.

Передовые инженерные школы с 2022 года создаются на базе вузов при участии высокотехнологичных компаний. Чтобы попасть в проект, вузы проходят конкурсную процедуру, представляют и защищают комплексные программы развития своих будущих инженерных школ. Финансовую помощь в создании и работе школ оказывает федеральный бюджет при существенном участии внебюджетных средств от партнеров. Средства распределяются в том числе в виде грантов по результатам работы ПИШ за отчетный период.

f17419f763a2d445b9a78e1422438ff2.jpg

Школы работают по направлениям, привязанным к специализациям вузов, интересам технологических партнеров и запросам государства. Среди более 20 направлений представлены «Электроника, радиотехника и системы связи», «Двигателестроение», «Цифровые технологии», «Медицинское приборостроение» и другие. Партнерами программы выступают крупнейшие государственные корпорации и компании – Роскосмос, Росатом, Ростех, Алмаз-Антей − всего около 150 организаций.

Проект рассчитан до 2030 года, но уже за первый год работы были достигнуты впечатляющие результаты. В партнерстве с высокотехнологичными компаниями создано 30 передовых школ и более 500 программ опережающей подготовки инженерных кадров. Объем средств федерального бюджета на реализацию проекта на период 2022–2024 гг. составил 33 млрд руб., объем подтвержденного софинансирования – 12,7 млрд руб.
 

Инженерия 2.0 на подходе

Основная цель проекта «Передовые инженерные школы» − воспитание инженеров нового поколения. Такой инженер должен обладать фундаментальным и политехническим инженерным образованием, а также навыками исследований в сфере фундаментальных наук. Он должен уметь работать в ситуациях с высоким уровнем неопределенности. Инженер 2.0 формирует и обеспечивает функционирование инженерной команды, то есть выступает как управленец. Он является инженером полного цикла, а значит, может работать с учетом сквозного технологического процесса. Кроме того, он должен иметь предпринимательские компетенции, в том числе по стратегическому маркетингу.

Подготовка инженеров новой формации и инженерных команд, способных решать сложные междисциплинарные задачи, – одно из ключевых направлений кадровой политики Ростеха. В Корпорации выстроена комплексная траектория опережающей подготовки кадров, включающая в себя школьные инженерные классы, образовательные треки Ростеха в вузах («Крылья Ростеха», «Код Ростеха», «Биотехмед Ростеха», «Качество Ростеха») и передовые инженерные школы.

uqhody1pfef66y4pslz0055tysmlokqe.jpg

Отбор на программы в рамках ПИШ Ростеха осуществляется среди лучших студентов и выпускников по разным специализациям в целях формирования команды, которая в дальнейшем сможет создавать новые продукты и технологии.

В 2023 году организации Ростеха софинансировали передовые инженерные школы девяти вузов на более чем 730 млн руб. В 2024 году планируется выделить на развитие ПИШ, число которых вырастет до 15, более 1 млрд руб.

На данный момент в инженерных школах, партнерами которых выступают организации Корпорации, обучаются более 400 студентов, еще около 600 человек, в том числе преподаватели, повышают квалификацию. Под эгидой Ростеха в ПИШ создано 13 лабораторий, опытных производств и виртуальных фабрик.
 

Результаты уже сейчас

Обучение в ПИШ Ростеха ведется по таким направлениям, как новые материалы и конструкции, интеллектуальные и беспилотные системы, оптические системы и технологии, альтернативные источники энергии, двигателе- и судостроение, электронная компонентная база и т.д. В программе участвуют такие холдинги и организации Ростеха, как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, «Концерн Радиоэлектронные технологии», Уралвагонзавод, КАМАЗ. Среди вузов − партнеров Ростеха − Московский авиационный институт, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Самарский университет и другие.

so1ir2ujvikv4cqaa1y8wpg3liy03r5k.jpg
Cтартер-генератор для авиационного двигателя ПД-35. Фото: Минобрнауки РФ

Важно отметить, что действующие передовые инженерные школы не только готовят специалистов на будущее, но уже сейчас влияют на укрепление технологического суверенитета России и создание опережающего научно-технического задела. Например, инженеры Уфимского университета науки и технологий из школы «Моторы будущего» при поддержке Объединенной двигателестроительной корпорации разработали и поставили опытные образцы стартер-генераторов для двигателей ПД-35, АПД-80 и АПД-200. А в школе «Инженерия киберплатформ» на базе Южного федерального университета создан демонстратор автономного разведывательно-ударного роботизированного технологического комплекса с элементами искусственного интеллекта.

injshkufu7.jpg
Фото: Центр общественных коммуникаций ЮФУ

Федеральный проект «Передовые инженерные школы» представляет собой важную инициативу, направленную на развитие технического образования и подготовку кадров высокого уровня для инновационной экономики. Создание таких школ способствует формированию качественной инженерной базы, способной решать сложные технологические задачи и стимулировать научные исследования в различных отраслях. Этот проект не только укрепляет позиции России в мировом научно-техническом сообществе, но и обеспечивает страну кадрами, способными вести ее в будущее.