«Аллигатор» совершенствуется

«Аллигатор» совершенствуется

На прошлой неделе замминистра обороны России Алексей Криворучко заявил, что в 2020 году планируется заключить контракт на закупку более ста модернизированных вертолетов Ка-52М. Новая версия ударного Ка-52 «Аллигатор» должна появиться уже к 2022 году.

Сегодня «Аллигаторы» обладают одним из наиболее эффективных комплексов бортового оборудования и вооружения, а также уникальными пилотажными возможностями. Об особенностях Ка-52 и его дальнейших перспективах – в нашем материале.

От «Черной акулы» до «Аллигатора»

Специалисты ОКБ Камова начали разработку Ка-52 в 1994 году на базе вертолета Ка-50 «Черная акула». Эта машина была особенной, и не только для отечественного вертолетостроения. Во многом «Черная акула» опередила свое время. К примеру, Ка-50 стал первым в мире вертолетом, оснащенным катапультной системой спасения.

«Взлет» и карьера легендарной «Черной акулы» были невероятно яркими, машина даже успела стать героем одноименного художественного фильма. Кстати, «Черная акула» – это первая отечественная кинолента, где было показано перспективное вооружение.

KA-50a_MAKS93.jpg

Ка-50 стал надежным фундаментом для развития российского военного вертолетостроения. Многие реализованные в нем идеи нашли применение на новых машинах – вертолете Ка-52 «Аллигатор» и его морской версии Ка-52К «Катран».

Макет «Аллигатора» впервые был показан на авиасалоне МАКС-1995, а уже 25 июня 1997 года состоялся первый полет прототипа Ка-52. Серийное производство «Аллигаторов» началось в 2008 году. С ноября 2011 года они успешно эксплуатируются в российских ВВС. По состоянию на сегодняшний день в Российской армии служат более 110 вертолетов Ка-52.

«Аллигатор»: хищная птица в небе

Со дня своего первого полета Ка-52 не переставал совершенствоваться, что позволяет ему заслуженно удерживать титул одного из самых эффективных боевых вертолетов в мире. Машина предназначена для уничтожения бронированной и небронированной боевой техники, живой силы противника, а также для поражения укреплений. При этом «Аллигатор» может работать в любых погодных условиях и в любое время суток.

В отличие от одноместной «Черной акулы», Ка-52 имеет двухместную кабину и может управляться любым из пилотов. При этом «Аллигатор» унаследовал от «Черной акулы» пожалуй, главную особенность – соосное расположение несущих винтов. При такой схеме построения вертолета пара параллельно установленных винтов вращается в противоположных направлениях. Соосная схема сложнее, чем традиционная одновинтовая, но дает ряд важных преимуществ. Основное среди них – очень высокая маневренность. К примеру, Ка-52, так же как и его предшественник, способен совершать уникальный маневр, так называемую «воронку», – сдвигаться в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на нее.

TUS_9353.jpg

Кстати, свою необычную маневренность Ка-52 сохраняет даже почти с тремя тоннами боеприпасов на борту. «Аллигатор» вооружен 30-миллиметровой авиационной пушкой 2А42-1, может оснащаться ракетным комплексом «Стрелец», нести пусковые установки для управляемых ракет типа «Атака» и «Вихрь-1». Неуправляемое оружие представлено 80-миллиметровыми авиационными ракетами С-8.

Russian_Air_Force_Kamov_Ka-52_(19604206086).jpg

Соосная система устройства несущих винтов во многом обеспечивает высокую надежность «Аллигатора», отмечают специалисты. Даже при отказе двух двигателей и поражении хвостовой части корпуса экипаж имеет шанс посадить вертолет. Еще одна особенность Ка-52, которая повышает его безопасность при эксплуатации, – это катапультные кресла К-37-800М разработки НПП «Звезда».

Системы катапультирования экипажа вертолетов, как и соосная схема построения, можно сказать, являются ноу-хау отечественного вертолетостроения. НПП «Звезда» занимается этим направлением с 1972 года. Специалистами предприятия была разработана уникальная схема аварийного покидания кабины вертолета – отстрел несущих лопастей и последующий запуск пилотов вверх с помощью ракетного двигателя. Это самая настоящая ракета, которая при этом обеспечивает заданную траекторию полета, чтобы пилот избежал столкновения с колонкой вертолета.

Ка-50 стал первым вертолетом с такой уникальной ракетно-парашютной системой спасения пилотов – К-37-800, обеспечивающей катапультирование в диапазоне от 0 до 4000 метров на скоростях до 350 км/ч. Для двухместного Ка-52 создана модернизированная версия К-37-800М.

Сегодня на Ка-52 установлены два двигателя ВК-2500, являющихся модификацией повышенной мощности двигателей ТВ3-117ВМА. Эти два газотурбинных двигателя мощностью по 2,4 тыс. л. с. каждый, делают возможными полеты на высотах свыше 5000 метров и способны разгонять «Аллигатор» до 300 км/ч (крейсерская скорость – 260 км/ч). Статический потолок равен 4000 метрам, таким образом «Аллигатор» может осуществлять взлет и посадку в условиях высокогорья, а также жаркого климата.

Боевое крещение и дальнейшие перспективы

«Аллигатор» уже успел достойно показать свои возможности в непростых условиях горно-пустынной местности. Боевое крещение Ка-52 прошел во время сирийской операции. В частности, как сообщалось, «Аллигаторы» активно применялись при освобождении Пальмиры.

По словам специалистов, сирийская операция подтвердила подавляющее большинство заявленных характеристик Ка-52, а все обнаруженные недочеты будут исправлены в модернизированной версии, которую планируется создать к 2022 году. Минобороны России уже в 2020 году планирует заключить контракт на закупку 114 модернизированных боевых вертолетов Ка-52М. Об этом на днях заявил заместитель министра обороны России Алексей Криворучко.

Ka-52_(14509523096).jpg

Как сообщает Минобороны РФ, модернизированный Ка-52М получит новые системы энергоснабжения и обнаружения целей. Еще более повысится защищенность машины, будет увеличена дальность авиационных средств поражения, а ряд образцов вооружения планируется унифицировать с вертолетами семейства «Ми».

На данный момент арсеньевский завод «Прогресс» выполняет длительный госконтракт на поставку Ка-52. До 2022 года в армию будут поставлены еще 30 машин, в том числе восемь «Аллигаторов» – до конца этого года.