Александр Микулин: пионер двигателестроения и ЗОЖа

Александр Микулин: пионер двигателестроения и ЗОЖа

14 февраля − день памяти конструктора авиадвигателей Александра Микулина. Ученик великого Жуковского, он разработал прорывные для отечественного авиастроения двигатели, поднимавшие в небо самолеты-гиганты и штурмовики времен Великой Отечественной войны. Прожив долгую жизнь, конструктор создал уникальную систему активного долголетия, которая пользуется популярностью до сих пор. Вспоминаем важные вехи жизни и творчества Александра Микулина.
 

Под крылом Жуковского

Имена выдающихся авиаконструкторов советской эпохи, увековеченные в моделях их самолетов – Туполева, Сухого, Яковлева и других, у всех на слуху. А вот имена двигателистов, в честь которых тоже назывались их двигатели, мы знаем меньше, хотя двигатель – самая важная часть самолета. Александру Александровичу Микулину, признанному мастеру отечественного двигателестроения, в этом плане повезло чуть больше. Яркая личность, он стал прообразом главного героя романа и фильма, а еще в 1970-е написал книгу о долголетии и стал одним из пионеров движения ЗОЖ в нашей стране. Но обо всем по порядку.

scale_2400-1.jpeg

Александр Микулин родился 14 февраля 1895 года во Владимире. Судьба распорядилась так, что его дядей был отец русской авиации Николай Жуковский, в имении которого Шура проводил много времени. Рано проявив инженерные наклонности, юноша оканчивает реальное училище в Киеве, затем там же поступает в политехнический институт. Недоучившись, уходит на завод, где постигает на практике азы двигателестроения. И наконец с 1914 года Микулин – студент Московского высшего технического училища, где читает лекции его дядя. «Я сразу попал в самый центр зарождающейся тогда семьи первых русских авиационных работников», − так вспоминал конструктор учебу в Москве.

В 1918 году 23-летний Микулин организует Авиационное расчетно-испытательное бюро, куда входят воспитанники Жуковского, первые авиастроители СССР. В их числе и Борис Стечкин, троюродный брат Александра, с которым они создают многолетний успешный тандем двигателистов. Среди их первых разработок – двигатель для грандиозного «царь-танка» инженера Лебеденко, глиссер, аэросани.

scale_2400.jpeg

В 1920-е годы Микулин связывает жизнь с Научным автомоторным институтом, где он был сначала конструктором, затем главным конструктором. Там началась работа над авиационными двигателями, но не хватало полноценной научно-технической базы. Этот пробел был восполнен с созданием в 1930 году Института авиационного моторостроения, будущего ЦИАМа, где Александр Александрович до 1936 года руководил отделом бензиновых двигателей. С 1936 года – главный конструктор московского авиамоторного завода №24 имени М.В. Фрунзе.
 

Академик без высшего образования

1937 год, легендарный беспосадочный перелет Москва − Северный полюс – Соединенные Штаты Америки на самолете АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова. Затем в том же году повторение рекорда командой Михаила Громова. Американцы были удивлены качеством двигателя АМ-34, не обнаружив под капотом ни капли масла – двигатель отработал трудный полет без единой поломки. Создателем двигателя был Александр Микулин.

12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-34 стал прорывом для советского двигателестроения. Он заложил основу для ряда модификаций и целого направления двигателей, которые устанавливались на массе моделей советских самолетов: самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький», бомбардировщики ТБ-3 и ТБ-7 и другие. Двигатели выпускались на моторном заводе №24 им. М.В. Фрунзе (сегодня производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха).

115141_original.jpg
А.А. Микулин – второй справа с двигателем АМ-34

В годы Великой Отечественной войны Микулин руководил работами по созданию мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров. В разгар войны конструктор смог убедить руководство страны в необходимости создания опытного авиационного завода со специализацией на авиадвигателях. Такой завод под номером 300 был создан в Москве, и Микулин возглавил его. Под его руководством разрабатывается ряд двигателей, уже не поршневых, а реактивных, в том числе АМ-3 с рекордной тягой 8750 кг для самолетов Ту-16 и Ту-104.

В 1943 году Александр Александрович за совокупные заслуги получает третью по счету Сталинскую премию, звание генерал-майора инженерно-технической службы и избирается академиком Академии наук СССР, хотя законченного высшего образования у него не было – первый символический диплом он получит только в 1950 году.
 

Инженерия здоровья Александра Микулина

Отдавая всего себя любимому делу, Александр Александрович подорвал здоровье. Знаток авиадвигателей упустил состояние собственного «пламенного мотора» и к 50 годам уже имел в анамнезе инфаркт. В больнице у конструктора появляется время и желание разобраться в устройстве собственного организма. Причем Микулин, пытаясь понять причины старения, использует для анализа именно инженерный подход.

Надо сказать, что в 1955 году деятельный, успешный, часто категоричный Микулин попадает в опалу и под мнимыми предлогами отстраняется от руководства ОКБ-300. Новое место работы находится для него в лаборатории двигателей Академии наук СССР, возглавляемой уже знакомым нам давним другом конструктора Борисом Стечкиным. А в 1959 году Микулин совсем оставляет конструкторскую деятельность, чтобы с новой страстью окунуться в медицину. «Мне это хотелось сделать не ради того, чтобы «скрипеть» как можно дольше и, выйдя на заслуженный отдых, наблюдать со стороны, как бурлит жизнь, а чтобы как можно дольше быть ее активным участником и полноценно работать», − напишет он в своей книге «Активное долголетие», изданной в 1977 году.

Микулин_спорт.png

Основу книги составил материал кандидатской диссертации, которую Александр Микулин защитил в 1976 году, после окончания медицинского института. В книге, ставшей очень популярной в Советском Союзе и до сих пор переиздающейся и цитируемой, Александр Александрович изложил свой многолетний опыт сохранения здоровья и продления творческой активности, предложил оригинальный подход к оздоровлению организма. 

В жизни Микулина была и еще одна важная книга, теперь уже рассказывающая о нем. Это роман писателя Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» 1956 года, прототипом главного героя которого стал конструктор. В книге достоверно показан труд двигателистов довоенной поры. В 1977 году по роману выходит одноименный многосерийный фильм.  

До последних дней, а ушел конструктор на 91-м году жизни, Микулин оставался в отличной спортивной форме. В некрологе Александр Александрович был справедливо назван «основоположником советского авиадвигателестроения».