Главные символы Победы

Главные символы Победы

 

Наше оружие во время Великой Отечественной войны своей боевой мощью и эффективностью приводило в смятение войска противника. Легендарные «Катюши», несбиваемые «МиГи», непобедимые танки Т-34 не только принесли Победу нашей стране, но и стали одними из самых узнаваемых символов Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним, как они создавались и побеждали, а также рассмотрим достойных преемников – новейшие образцы российской военной техники.

Чем побеждала пехота

Победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна без надежного и эффективного стрелкового оружия. Именно таким оказался пистолет-пулемет системы Шпагина (ППШ), ставший одним из самых массовых автоматических вооружений пехоты. Всего за годы войны было выпущено свыше 6 млн штук ППШ-41.

Первый пистолет-пулемет конструкции Георгия Шпагина появился 26 августа 1940 года, а в октябре была изготовлена опытная партия – 25 штук.

Во время государственных испытаний автомат выдержал 70 тыс. выстрелов без единой поломки вместо запланированных 50 тыс. Он отличался простотой устройства, в нем отсутствовали резьбовые соединения, а основные детали изготавливались штамповкой. Для его производства не требовались дефицитные материалы и сложное оборудование.

Спустя месяц пистолет-пулемет калибра 7,62 мм был принят на вооружение Красной армии. В снаряженном виде ППШ весил более 5 кг, мог за минуту сделать до 1 тыс. выстрелов и снабжался магазином на 71 и 35 патронов в зависимости от модели.

Уже в первые дни войны автомат доказал свою эффективность, особенно в условиях ближнего боя, на дистанции до 200 м.

Оружие изготавливалось на машиностроительном заводе № 367 в г. Вятские Поляны, автозаводе ЗИС и других машиностроительных предприятиях. ППШ делали даже в Иране, на Тегеранском пулеметном заводе. Отличительной особенностью таких автоматов стало клеймо в виде короны.

Автомат ППШ использовался не только в пехотных частях. В конце войны КБ Туполева спроектировало и создало несколько самолетов Ту-2Ш, оснащенных батареей из 88 ППШ. Автоматы установили на специальную платформу, которая крепилась в бомбовом отсеке. Пилот открывал отсек и при помощи спецприцела вел огонь по пехоте противника. Система получила название «Огненный еж». Но в серийное производство такие самолеты не пошли.

Стрелковое оружие постоянно совершенствовалось, на смену ППШ приходили автоматы других образцов, и в 1949 году на вооружение был принят знаменитый автомат Калашникова, за которым последовали его модификации АКМ и АК-74.

Современные модели АК, производимые на предприятиях концерна «Калашников», и сейчас поступают в подразделения Российской армии. В частности, Минобороны России в феврале 2015 года выбрало АК-12 калибра 5,45 мм в качестве основного автомата для экипировки «Ратник». Автомат пятого поколения отличается превосходными характеристиками: у него меньшая отдача по сравнению с предшественниками, лучшее охлаждение, весит 3,5 кг без магазина, а перезаряжать его можно одной рукой. Скорострельность достигает 650 выстрелов в минуту, оружие снабжено магазином на 30, 60 и 96 патронов.

Кроме того, в 2016 году концерн «Калашников» продемонстрировал доработанную версию АК-15 калибра 7,62 мм. Оба автомата сейчас проходят проверку в войсках Минобороны России.

Сочетание брони, огня и маневренности

Советский средний танк Т-34 – оружие легендарное. Это наиболее массовый танк Великой Отечественной – за время войны было создано свыше 55 тыс. машин различных модификаций. В нем соединялись маневренность легкого танка с высоким уровнем бронезащиты и мощным вооружением.

Создан Т-34 был в КБ при Харьковском паровозостроительном заводе под руководством главного конструктора Михаила Кошкина, а принят на вооружение 19 декабря 1939 года. К началу Великой Отечественной войны в Красной армии насчитывалось 1225 танков Т-34.

Производились знаменитые машины прежде всего в Харькове, а после его эвакуации – в Нижнем Тагиле на Уральском вагоностроительном заводе, а также в Сталинграде, Челябинске и других городах.

Танк постоянно модернизировался: ранние модели имели лобовую броню толщиной 40-45 мм и вооружались пушкой калибра 76 мм. Ее снаряд на расстоянии километра пробивал броню толщиной 61 мм. В 1944 году, в связи с появлением у противника тяжелых боевых машин «Тигр» и «Пантера», был сконструирован Т-34-85 с новой броней под 85-мм пушку. Ее снаряд с того же расстояния пробивал уже 102-мм броню противника.

Один из создателей Т-34 конструктор Александр Морозов так писал о машине: «В чем же сила танка Т-34? Как убедительно показала практика боевого применения, эта машина наиболее удачно сочетала в себе основные параметры, определяющие достоинства танка: огонь, бронирование и маневренность».

После войны Советская армия пополнялась танками новых поколений: Т-72, Т-80, Т-90. Сегодня на вооружение Российской армии приходит машина нового, четвертого поколения – Т-14 на платформе «Армата», производимая, как и Т-34, на Уралвагонзаводе. В ближайшее время этот танк должен стать основным в Российской армии. Кроме того, конструкторы платформы «Армата» сделали ее универсальной, на этой базе предполагается создать линейку бронированной техники: БМП, бронетранспортер, САУ, машину поддержки танков и т.д.

В новом танке применены уникальные разработки, в частности необитаемая башня. На ней установлено дистанционно управляемое 125-мм орудие, способное поражать противника на удалении 7 км.

Кроме того, Т-14 – первый в мире танк, на котором применяется радиолокационный радар с активной фазированной решеткой, который может обнаружить 40 наземных целей на расстоянии до 100 км.

В производстве танка используется новый вид бронестали, имеющей повышенную стойкость, эквивалент брони более 1000 мм.

Впервые широкой публике боевая техника была продемонстрирована на параде Победы в 2015 году. В этом году также запланировано ее участие в праздновании Дня Победы на Красной площади.

От «Катюши» до «Торнадо»

Летом 1939 года в Советском Союзе вышли в серию новые осколочно-фугасные снаряды М-13, которые имели большую мощность и дальность полета. Изначально такие снаряды ставились на самолеты, но М-13 было решено установить на транспорт. Так появилась первая советская машина реактивной артиллерии – система залпового огня БМ-13. Широкую известность она получила под народным прозвищем «Катюша», а немецкие солдаты прозвали ее «орга́н Сталина».

Приказ о серийном производстве «Катюш» был подписан за считаные часы до начала войны, и уже 26 июня 1941 года была завершена сборка двух первых машин. «Катюша» доказала уникальность во время своего первого боя 14 июля 1941 года. Тогда огневой налет первой батареи «Катюш» на железнодорожную станцию Орша своей эффективностью буквально деморализовал немецкие войска.

Всего за 7-10 секунд минометный полк «Катюш» на расстоянии до 8,5 км испепелял площадь свыше 100 гектаров. Осколки, температура которых достигала 600-800 градусов, поджигали и превращали в огонь все вокруг.

Так, бой за боем, «Катюша» дошла до самого Берлина. В операции по взятию столицы Германии было задействовано более 1500 установок, и, как утверждают многие эксперты, они сыграли в ней решающую роль.  

Окончание Великой Отечественной войны не стало концом карьеры «Катюши». Она еще успела поучаствовать в боях Корейской войны и в сражениях в Афганистане, после чего ее сменил новый БМ-21. Работы по усовершенствованию систем залпового огня в нашей стране успешно продолжались. В 1963 году на вооружение был принят «Град», спустя 12 лет ему на смену пришла РСЗО «Ураган», а в 1987 с конвейера сошел первый «Смерч».

Сегодня высшую ступень в своеобразной эволюции реактивных систем залпового огня занимает «Торнадо-С», который поступил на вооружение в конце прошлого года. Преемник «Смерча» прибавил в дальности: он будет стрелять 300-мм снарядами на расстояние от 120 до 200 км. Самое главное –новая система залпового огня, по сути, превратилась в высокоточное оружие, так как каждый снаряд оснащен средствами наведения, в боеприпас вмонтирован приемник ГЛОНАСС. При этом автоматизация стрельбы достигла такого уровня, что установка сможет покидать позицию еще до того, как снаряд долетит до цели.

Лучший «МиГ» на высоте

В самые первые часы войны почти 900 советских самолетов были сожжены врагом на аэродромах, но, несмотря на это, СССР довольно быстро удалось выбиться в лидеры по количеству авиатехники. Только самолетов МиГ-3 было выпущено почти три с половиной тысячи машин. Он стал основным ночным истребителем советских ВВС во время Великой Отечественной войны.

Именно на этом самолете в начале войны летал и одержал свою первую победу один из асов-летчиков Александр Покрышкин. В самом первом воздушном бою за Москву, 22 июля 1941 года, Марк Галлай на МиГ-3 сбил вражеский самолет.

МиГ-3 был задуман как высотный самолет. На малых и средних высотах он уступал другим истребителям, но на высоте 7 тыс. метров его скорость достигала 640 км/час – в то время мировой рекорд для серийных самолетов. «Третий МиГ» быстро нашел себе применение как ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок до 12 000 метров и скорость на высотах были решающими.

Хотя МиГ-3 не суждено было войти в число самолетов-долгожителей, тем не менее он помог на первом, самом трудном этапе Отечественной войны.

Конструкторский коллектив Микояна и Гуревича, оставшись без серии во время войны, продолжал работать и создавать прогрессивные нововведения. Этот опыт не пропал даром. Когда сразу после войны встала задача создания реактивной авиации, лучшим из кандидатов стал истребитель МиГ-9. Позже появились знаменитый МиГ-15, первый сверхзвуковой МиГ-19 и другие машины, принесшие мировую славу марке «МиГ», вплоть до современных МиГ-29, МиГ-31 и новейшего МиГ-35, демонстрация которого состоялась в январе этого года.

Несмотря на то что МиГ-35 относится к истребителям «4++», устанавливаемая на нем бортовая электроника сопоставима с пятым поколением авиатехники. Одним из основных достоинств нового «МиГа» эксперты называют его многофункциональность.  Во-первых, это удобный в пилотировании и маневренный истребитель. Во-вторых, МиГ-35 может наносить высокоточные удары ракетами и бомбами, не входя в зону ПВО противника. Он может быть оснащен крылатыми ракетами большой дальности 3М-14 – калибр, который успешно применялся в Сирии. Надежный и мощный МиГ-35 – достойный преемник самолетов-асов отечественной авиации.

В статье использованы фотографии:  Корпорации «Иркут», ТАСС, AFP