29.05.2025 05:43

Всегда готовы для броска

Всегда готовы для броска


К 115-летию российских автомобильных войск

Фото: Минобороны РФ

29 мая в России отмечается День военного автомобилиста — профессиональный праздник тех, кто обеспечивает мобильность армии. Именно они первыми заходят на новые маршруты, эвакуируют технику и раненых, подвозят боеприпасы, продукты и многое другое. Работа военных автомобилистов зачастую незаметна, но ни один военный конфликт не обходится без них, и никакая победа невозможна без тех, кто связывает тыл и фронт.

В этом году отечественным автомобильным войскам исполняется 115 лет, и это хороший повод рассказать об их истории и самой современной автотехнике на службе армии.

«Эх, путь-дорожка фронтовая»

История автомобильных войск в России началась более века назад, когда 29 мая 1910 года была создана первая учебная автомобильная рота. Почти одновременно с этим создается и первое автомобильное отделение при Отделе сообщений Главного управления Генерального штаба армии. Хотя нужно сказать, что первое применение автомобиля в военных маневрах случилось еще в конце XIX века.

По результатам специальных автопробегов 1911 и 1912 годов в качестве самых подходящих для российских условий были признаны отечественные автомобили «Руссо-Балт». То есть уже тогда военные стремились делать ставку на независимое производство.

1762336398.jpg
Император Николай II во время смотра автомобилей испытательного пробега военного ведомства, 1912 год

К началу Первой мировой войны, в 1914 году, в составе пяти автомобильных рот числилось 348 единиц техники: грузовиков, легковых автомобилей и специальных машин. К середине 1917 года автопарк армии значительно вырос и насчитывал около 5000 грузовых автомобилей (в том числе 2300 с грузоподъемностью от 3 до 5 тонн), 2700 легковых машин и примерно 1400 санитарных автомобилей.

В первые советские годы руководство страны делает упор на развитие автомобилестроения — реконструируется завод АМО, в 1932 году начинается выпуск автомобилей ГАЗ. Реформированию подвергаются и автомобильные войска. В 1929 году в структуре Народного комиссариата обороны было создано Управление моторизации и механизации, а вскоре в военных округах начали формироваться отдельные автомобильные батальоны. Основу автотехники того времени составляли модели ЗИС-5, ЗИС-6, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА. К 1937 году численность автомобилей в Красной армии достигла 40 тысяч единиц.

Великая Отечественная война стала переломным этапом в развитии автомобильных войск. Быстрые темпы продвижения войск, стремительное изменение обстановки на фронте и необходимость в кратчайшие сроки перемещать большое количество личного состава и материальных средств потребовали существенного увеличения численности автомобильных частей, а также совершенствования их структуры и организации.

ZiS_5_gruzovik-GaZ_AA_author-Gubanov.jpg
Советский топливозаправщик на базе грузовика ЗИС-5 заправляет грузовик ГАЗ-АА. Фото: А. Губанов

К моменту начала войны автопарк Красной армии включал 272 600 единиц техники самых разных типов. Основу составляли легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-61, а также грузовые и специализированные машины на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЗИС-6. Существенный вклад в обеспечение автотранспорта внесли поставки союзников по программе ленд-лиза. За годы войны Советский Союз получил 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода. К середине 1945 года количество автомобилей в Красной армии достигло 664 500 единиц.

Одним из самых героических эпизодов в истории автомобильных войск стала «Дорога жизни» — единственная транспортная артерия, соединявшая осажденный Ленинград с тылом через Ладожское озеро. С сентября 1941-го по март 1943 года по ней осуществлялась эвакуация мирного населения, промышленного оборудования и вывоз продукции, а также доставка продовольствия, топлива, боеприпасов и подкреплений. Под постоянными обстрелами и в тяжелых погодных условиях по льду озера военные автомобилисты перевезли более 575 тысяч тонн грузов и эвакуировали около 638 тысяч человек. Труженики транспорта внесли огромный вклад в дело Великой Победы.

КАМАЗ: «Мустанги» для военных

В наши дни автомобильные войска России имеют такое же важное значение, как и раньше. Их функции остаются те же: перевозка личного состава, подвоз продовольствия, боеприпасов, техники и горючего и других материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, эвакуация больных и раненых, местного населения в случае техногенных ситуаций, природных катаклизмов или военных конфликтов. Автомобильные подразделения или роты имеются во всех родах войск.

PTS_2402-1.jpg
КАМАЗ-5350. Фото: пресс-служба Госкорпорации Ростех

Одним из ведущих поставщиков автомобильной техники для Министерства обороны РФ сегодня выступает отечественный автогигант КАМАЗ. Машины семейства «Мустанг» — одни из самых массовых грузовиков нашей армии. Их разработка по заказу Минобороны началась еще в советское время, а в серию грузовики пошли в начале 2000-х годов. В рамках задания были созданы модели грузоподъемностью 4, 6 и 10 тонн, предназначенные для перевозки личного состава, различных грузов, а также буксировки прицепов массой от 6 до 12 тонн. Эти автомобили способны передвигаться как по любым дорогам, так и по бездорожью, преодолевать горные перевалы на высоте до 4600 метров и функционировать при температурах от −45 до +40 °C. Конструкция шасси позволяет устанавливать не только платформы, но и вооружение. Для оптимизации стоимости большая часть узлов и агрегатов была полностью унифицирована с гражданскими аналогами.

В настоящее время с конвейеров КАМАЗа в войска поступают обновленные полноприводные версии семейства «Мустанг-М». Одной из таких моделей является КАМАЗ-5350 с колесной формулой 6×6 и грузоподъемностью 6 тонн. Он оснащен бронированной кабиной с улучшенными эксплуатационными характеристиками и двигателем увеличенной мощности 320 л.с. Также предусмотрена бронезащита топливных баков, радиатора, двигателя и аккумуляторного ящика.

PTS_2394.jpg
КАМАЗ-6350 с показательными выступлениями на Russia Arms Expo. Фото: пресс-служба Госкорпорации Ростех

Еще один представитель обновленной линейки — КАМАЗ-6350 с колесной формулой 8×8. Как и КАМАЗ-5350, он получил современную бронированную кабину и мощный двигатель на 400 л.с., обеспечивая транспортировку грузов массой до 10 тонн.

Следует отметить, что на уже эксплуатируемые модели КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-6350 и КАМАЗ-63501 может устанавливаться комплект дополнительной защиты для боковых стекол, лобового стекла и радиатора.

Современное поколение бронированных автомобилей КАМАЗа включает многоцелевой бронированный автомобиль с кабиной увеличенной вместимости и бортовой платформой КАМАЗ-4385ПВ. К числу его преимуществ относятся баллистическая и противоминная защита экипажа, а также боестойкие колеса, позволяющие продолжать движение при повреждении до 50 км. При необходимости на машину может устанавливаться защита от кумулятивных боеприпасов.

fdee204316a4ebb4a52a20e2575dd7ea.jpg
Фото: КАМАЗ

Еще одна современная разработка — бронированный автомобиль КАМАЗ-5385П3, предназначенный для транспортировки опасных грузов. Он оснащен защитой не только перевозимого вооружения (включая ракеты и боеприпасы), но и жизненно важных компонентов самой машины.

Также во время проведения специальной военной операции особую значимость приобрел медицинский транспортер ЗСА-Т. Он используется для поиска, эвакуации и транспортировки раненых из мест боевых действий и очагов массовых санитарных потерь с предоставлением первой медицинской помощи на месте и в пути. Шасси этой модели обладает высокой проходимостью и плавностью хода, что критично для транспортировки тяжелораненых.

Несмотря на всё возрастающие возможности и роль техники в военном деле, за каждой машиной по-прежнему стоит человек. Сегодня военные автомобилисты уверенно и профессионально выполняют задачи в зоне специальной военной операции, демонстрируя высокую эффективность в любых обстоятельствах. Тем временем конструкторы и работники заводов создают и производят передовую автомобильную технику. Девиз военных автомобилистов — «Всегда готовы для броска» — точно передает их решимость и боевой настрой. Пока техника движется — армия живет!