29 мая в России отмечается День военного автомобилиста — профессиональный праздник тех, кто обеспечивает мобильность армии. Именно они первыми заходят на новые маршруты, эвакуируют технику и раненых, подвозят боеприпасы, продукты и многое другое. Работа военных автомобилистов зачастую незаметна, но ни один военный конфликт не обходится без них, и никакая победа невозможна без тех, кто связывает тыл и фронт.
В этом году отечественным автомобильным войскам исполняется 115 лет, и это хороший повод рассказать об их истории и самой современной автотехнике на службе армии.
История автомобильных войск в России началась более века назад, когда 29 мая 1910 года была создана первая учебная автомобильная рота. Почти одновременно с этим создается и первое автомобильное отделение при Отделе сообщений Главного управления Генерального штаба армии. Хотя нужно сказать, что первое применение автомобиля в военных маневрах случилось еще в конце XIX века.
По результатам специальных автопробегов 1911 и 1912 годов в качестве самых подходящих для российских условий были признаны отечественные автомобили «Руссо-Балт». То есть уже тогда военные стремились делать ставку на независимое производство.

К началу Первой мировой войны, в 1914 году, в составе пяти автомобильных рот числилось 348 единиц техники: грузовиков, легковых автомобилей и специальных машин. К середине 1917 года автопарк армии значительно вырос и насчитывал около 5000 грузовых автомобилей (в том числе 2300 с грузоподъемностью от 3 до 5 тонн), 2700 легковых машин и примерно 1400 санитарных автомобилей.
В первые советские годы руководство страны делает упор на развитие автомобилестроения — реконструируется завод АМО, в 1932 году начинается выпуск автомобилей ГАЗ. Реформированию подвергаются и автомобильные войска. В 1929 году в структуре Народного комиссариата обороны было создано Управление моторизации и механизации, а вскоре в военных округах начали формироваться отдельные автомобильные батальоны. Основу автотехники того времени составляли модели ЗИС-5, ЗИС-6, ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА. К 1937 году численность автомобилей в Красной армии достигла 40 тысяч единиц.
Великая Отечественная война стала переломным этапом в развитии автомобильных войск. Быстрые темпы продвижения войск, стремительное изменение обстановки на фронте и необходимость в кратчайшие сроки перемещать большое количество личного состава и материальных средств потребовали существенного увеличения численности автомобильных частей, а также совершенствования их структуры и организации.

К моменту начала войны автопарк Красной армии включал 272 600 единиц техники самых разных типов. Основу составляли легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-61, а также грузовые и специализированные машины на базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ГАЗ-ММ, ЗИС-5 и ЗИС-6. Существенный вклад в обеспечение автотранспорта внесли поставки союзников по программе ленд-лиза. За годы войны Советский Союз получил 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода. К середине 1945 года количество автомобилей в Красной армии достигло 664 500 единиц.
Одним из самых героических эпизодов в истории автомобильных войск стала «Дорога жизни» — единственная транспортная артерия, соединявшая осажденный Ленинград с тылом через Ладожское озеро. С сентября 1941-го по март 1943 года по ней осуществлялась эвакуация мирного населения, промышленного оборудования и вывоз продукции, а также доставка продовольствия, топлива, боеприпасов и подкреплений. Под постоянными обстрелами и в тяжелых погодных условиях по льду озера военные автомобилисты перевезли более 575 тысяч тонн грузов и эвакуировали около 638 тысяч человек. Труженики транспорта внесли огромный вклад в дело Великой Победы.
В наши дни автомобильные войска России имеют такое же важное значение, как и раньше. Их функции остаются те же: перевозка личного состава, подвоз продовольствия, боеприпасов, техники и горючего и других материальных средств, необходимых для ведения боевых действий, эвакуация больных и раненых, местного населения в случае техногенных ситуаций, природных катаклизмов или военных конфликтов. Автомобильные подразделения или роты имеются во всех родах войск.

Одним из ведущих поставщиков автомобильной техники для Министерства обороны РФ сегодня выступает отечественный автогигант КАМАЗ. Машины семейства «Мустанг» — одни из самых массовых грузовиков нашей армии. Их разработка по заказу Минобороны началась еще в советское время, а в серию грузовики пошли в начале 2000-х годов. В рамках задания были созданы модели грузоподъемностью 4, 6 и 10 тонн, предназначенные для перевозки личного состава, различных грузов, а также буксировки прицепов массой от 6 до 12 тонн. Эти автомобили способны передвигаться как по любым дорогам, так и по бездорожью, преодолевать горные перевалы на высоте до 4600 метров и функционировать при температурах от −45 до +40 °C. Конструкция шасси позволяет устанавливать не только платформы, но и вооружение. Для оптимизации стоимости большая часть узлов и агрегатов была полностью унифицирована с гражданскими аналогами.
В настоящее время с конвейеров КАМАЗа в войска поступают обновленные полноприводные версии семейства «Мустанг-М». Одной из таких моделей является КАМАЗ-5350 с колесной формулой 6×6 и грузоподъемностью 6 тонн. Он оснащен бронированной кабиной с улучшенными эксплуатационными характеристиками и двигателем увеличенной мощности 320 л.с. Также предусмотрена бронезащита топливных баков, радиатора, двигателя и аккумуляторного ящика.

Еще один представитель обновленной линейки — КАМАЗ-6350 с колесной формулой 8×8. Как и КАМАЗ-5350, он получил современную бронированную кабину и мощный двигатель на 400 л.с., обеспечивая транспортировку грузов массой до 10 тонн.
Следует отметить, что на уже эксплуатируемые модели КАМАЗ-5350, КАМАЗ-53501, КАМАЗ-6350 и КАМАЗ-63501 может устанавливаться комплект дополнительной защиты для боковых стекол, лобового стекла и радиатора.
Современное поколение бронированных автомобилей КАМАЗа включает многоцелевой бронированный автомобиль с кабиной увеличенной вместимости и бортовой платформой КАМАЗ-4385ПВ. К числу его преимуществ относятся баллистическая и противоминная защита экипажа, а также боестойкие колеса, позволяющие продолжать движение при повреждении до 50 км. При необходимости на машину может устанавливаться защита от кумулятивных боеприпасов.

Еще одна современная разработка — бронированный автомобиль КАМАЗ-5385П3, предназначенный для транспортировки опасных грузов. Он оснащен защитой не только перевозимого вооружения (включая ракеты и боеприпасы), но и жизненно важных компонентов самой машины.
Также во время проведения специальной военной операции особую значимость приобрел медицинский транспортер ЗСА-Т. Он используется для поиска, эвакуации и транспортировки раненых из мест боевых действий и очагов массовых санитарных потерь с предоставлением первой медицинской помощи на месте и в пути. Шасси этой модели обладает высокой проходимостью и плавностью хода, что критично для транспортировки тяжелораненых.
Несмотря на всё возрастающие возможности и роль техники в военном деле, за каждой машиной по-прежнему стоит человек. Сегодня военные автомобилисты уверенно и профессионально выполняют задачи в зоне специальной военной операции, демонстрируя высокую эффективность в любых обстоятельствах. Тем временем конструкторы и работники заводов создают и производят передовую автомобильную технику. Девиз военных автомобилистов — «Всегда готовы для броска» — точно передает их решимость и боевой настрой. Пока техника движется — армия живет!