Мероприятие в честь 60-летнего юбилея со дня первого полета серийного вертолета Ми-8 прошло на Казанском вертолетном заводе холдинга «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех. В честь этой даты предприятие посетила дочь прославленного советского авиаконструктора Михаила Миля — Надежда Миль. На празднике в Музее Трудовой Славы собрались руководители предприятия, конструкторы, ветераны, профсоюзный актив и молодежь завода.
Вертолет Ми-8 — легендарная винтокрылая машина, в истории создания которой несколько памятных дат. На Казанском вертолетном заводе вспоминали одну из наиболее примечательных — 26 октября 1965 года. Именно тогда на предприятии впервые совершил полет первый серийный Ми-8.
«Вертолет Ми-8 сочетает в себе гений и опыт русских инженеров, наработки отечественной школы вертолетостроения и технологии, опередившие свое время. Налет этих машин по всему миру исчисляется тысячами часов. Сегодня холдинг „Вертолеты России“ с учетом опыта самых разных эксплуатантов совершенствует этот тип вертолетов. Мы выпускаем современные, модернизированные „восьмерки“ и новые машины, созданные на базе этого проверенного воздушного судна», — сообщил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Николай Колесов.
В честь исторической даты Надежде Михайловне Миль, дочери великого авиаконструктора, вручили награду отца — заводской знак отличия «Почетный вертолетостроитель КВЗ», учрежденный в год 80-летия предприятия. Надежда Михайловна в своем докладе рассказала о создании вертолета Ми-8 и передала в дар Музею Трудовой Славы оригиналы писем и фотографий М.Л. Миля. На одном из снимков — показ нового серийного вертолета Ми-8 руководству Советского Союза во главе с Леонидом Брежневым, на другом — Михаил Миль с конструкторами со всего мира возле «восьмерки» во время Международного аэрокосмического салона в Ле Бурже (Париж). Кроме того, музею предприятия преподнесли картину с изображением другого легендарного вертолета — Ми-4.
«Концепцию вертолета Ми-8 создавали с 1957 года, и в 1961 году взлетел однодвигательный вариант В-8, далее в 1962 году уже состоялся полет этой модели вертолета с двумя двигателями. Михаил Леонтьевич Миль не только был конструктором Ми-8, но и активно продвигал данный проект. Сегодня мы видим, что Ми-8 стал самым массовым вертолетом в мире — о нем слагают стихи и пишут песни. Огромная заслуга коллектива Казанского вертолетного завода в том, что он сумел воплотить в жизнь идеи Миля и сделать такую качественную и надежную технику», — сказала руководитель Фонда им. М.Л. Миля и руководитель музея НЦВ «Миль и Камов» Надежда Миль.
Во время встречи ветеранам и сотрудникам завода вручили медали имени М.Л. Миля Федерации космонавтики России. Наградами были отмечены генеральный директор КВЗ Николай Яковлев, президент Ассоциации предприятия и промышленников Республики Татарстан — директор КВЗ с 1984 по 2007 гг. Александр Лаврентьев, бывший директор по производству Валерий Карташев, который лично участвовал в подготовке к первому полету Ми-8 еще в должности помощника ведущего инженера летно-испытательной станции, и другие.
После мероприятия в Музее Трудовой Славы Надежда Миль и другие гости осмотрели производственные цеха предприятия и посетили Производственно-учебный центр. Надежда Михайловна провела для учащихся урок-беседу, в ходе которой рассказала о трудовом пути Михаила Миля и создании известных во всем мире вертолетов. В завершение она оставила памятную надпись на фотокартине с изображением современного вертолета Ми-8, пожелав ребятам найти свое любимое дело.