03.10.2025 03:48

Когда кончаются дороги: русская история вездеходов

Когда кончаются дороги: русская история вездеходов

Как появились первые отечественные вездеходы и какие современные машины для бездорожья производятся на предприятиях Ростеха

Снегоболотоход ТМ-140. Фото: кадр из программы #НашКраш

В силу специфики российских территорий внедорожная техника здесь была востребована всегда. Не удивительно, что один из первых вездеходов на гусеничном ходу был изобретен русским инженером — в 1914 году изобретатель Александр Пороховщиков предложил военным оригинальную машину высокой проходимости на одной гусенице.

О том, как развивалось это направление машиностроения и какие вездеходы производят предприятия Ростеха сегодня — в нашем материале.

Грязи не боятся

Вездеходы созданы для того, чтобы покорять территории, которые не поддаются обычным автомобилям и прочему транспорту. Грязь, болота и снега — это их стихия. Самые известные виды вездеходов — колесные и гусеничные. Первые оборудованы широкими шинами, уменьшающими давление на поверхность, и высокопрочным шасси. Вторые — гусеничным движителем, за счет которого нагрузка распределяется на бОльшую площадь опоры.

TM140_jump.jpg
Фото: кадр из программы #НашКраш

Колесные вездеходы считаются более маневренными, чем гусеничные, они могут развивать более высокую скорость. Благодаря системе полного привода двигатель передает крутящий момент на все четыре колеса сразу. Именно это позволяет колесному вездеходу преодолевать сложный рельеф или трудные участки. Все виды вездеходов чаще всего оснащены высокопрочным кузовом, защищающим кабину и технические детали от внешних воздействий.

Установка на устойчивость и работу в труднопроходимых местах определяет основное предназначение вездеходов. В промышленности они используются на лесозаготовках, для переброски специалистов и рабочих на месторождения полезных ископаемых, перевозки продукции и материалов. Они транспортируют исследователей в места научных экспедиций. Вездеходы незаменимы в спасательных операциях, например в горах или в районах стихийных бедствий.

Первый покоритель бездорожья

Двадцатый век принес с собой научные и технические открытия и прорывы, которые в том числе использовались в военных целях. Первая мировая война показала всему миру, насколько мощной может быть новейшая военная техника. 22-летний Александр Пороховщиков работал мастером Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге. С гимназического периода он занимался самолетостроением: разработал свой аэроплан и спроектировал первый двухместный самолет-разведчик. В 1915 году, в разгар войны, Пороховщиков обратился к военному ведомству с предложением создать танк «Вездеход». Он руководствовался идеей, что отправлять бронированную машину на поле боя более гуманно и целесообразно, чем пехоту из новобранцев.

Vezdekhod_Porokhovshikov.jpg
«Вездеход» Пороховщикова на испытаниях, 1915 год. За рулем машины — сам изобретатель. Фото: общественное достояние

Первый «Вездеход» Пороховщикова был оснащен гусеничной лентой, натянутой на четыре барабана, и развивал скорость до 25 км/ч. На демонстрации стали очевидны технические недостатки разработки. Тогда изобретатель усовершенствовал машину и сделал ее колесно-гусеничной, чтобы «Вездеход» двигался по дорогам на колесах и заднем барабане гусеницы, а препятствия преодолевал с помощью гусеницы. Аналогов машине не было, однако военное ведомство не дало ход проекту.

В 1916 году появились новости, что Великобритания представила свой «сухопутный флот» из боевых машин. Тогда стало очевидно, что разработка Пороховщикова имеет прорывное значение. В начале 1917 года он представил «Вездеход № 2» с усовершенствованной ходовой частью. По твердой поверхности машина передвигалась только на колесах, а по рыхлому грунту — на гусенице, при этом поворачивала с помощью колес. Также у «Вездехода» появилась вращающаяся броневая рубка, на трех поясах которой крепилось по «Максиму» (еще один крепился на лобовой части рядом с водителем).

Несмотря на очевидную перспективность, эту разработку также решили оставить без внимания. «Вездеход» Пороховщикова остался уникальным примером отечественной инженерной мысли и предвосхитил собой развитие танковой отрасли уже в советское время.

Техника для романтиков

В СССР вездеходы были необходимы в условиях индустриализации, научных исследований и освоения огромных территорий страны. Они помогали справиться с проблемой неразвитых дорог и стали символом технического и инженерного мастерства советских предприятий. Вездеходы активно использовались в промышленности, экспедициях и были незаменимы в условиях Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.

960px-GT-S_transpoter,_Technical_museum_Togliatti.jpg
ГАЗ-47. Фото: ShinePhantom / wikipedia.org

В послевоенные годы одной из главных разработок стал ГАЗ-47, или ГТ-С — гусеничный транспортер-снегоболотоход. Его выпускали с 1954 по 1967 год. Ходовая часть ГАЗ-47 представляла собой пять обрезиненных опорных катков, гусеницу и ведущее колесо с каждой стороны. Благодаря низкому удельному давлению на грунт транспортер успешно проходил по глубокому снегу, перевозя при этом до одной тонны груза. ГАЗ-47 широко применялся в геологоразведочных работах и получил от геологов прозвище «Степанида».

Другим известным вездеходом, созданным на Горьковском автозаводе, стал ГАЗ-71 (ГТ-СМ). Это плавающий снегоболотоходный гусеничный вездеход, который может перевозить до одной тонны груза или буксировать прицепы до двух тонн. Он получил более мощный двигатель, чем ГАЗ-47, и мог развивать скорость до 50 км/ч. ГАЗ-71 также стал постоянным спутником геологов, нефтяников, строителей и спасателей, работающих на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири. В первой половине 1980-х годов он был самым массовым вездеходом в своем классе.

1031px-Oversnow_heavy_tractor_Kharkovchanka.jpg
«Харьковчанка». Фото: Tsy1980 / wikipedia.org

В 1950-е годы для исследований Антарктики была создана «Харьковчанка» — вездеход, который мог работать при температуре до −80 градусов по Цельсию. Ее спроектировали два харьковских предприятия: авиационный завод и завод транспортного машиностроения. Мощность двигателя машины достигала 995 л.с. 35-тонная «Харьковчанка» могла перемещать 70-тонный прицеп, что крайне важно в условиях автономных походов по Антарктике. Помимо этого, сам вездеход представлял собой передвижную станцию: в кабине было восемь спальных мест, санузел, камбуз, радиостанция. Первую экспедицию «Харьковчанки» совершили в 1959 году и затем несколько десятилетий надежно служили полярникам.

ТМ-140: для снега, болот и не только

ТМ-140 — это современный многофункциональный снегоболотоход. С 1999 года его производят на Курганмашзаводе холдинга «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех. ТМ-140 предназначен для работы в самых труднодоступных районах страны. Вездеход зарекомендовал себя как надежное транспортное средство для перемещения по болотистой местности, снежной целине, рекам и оврагам.

Комплектация ТМ-140 предполагает оснащение одним из модулей в зависимости от задачи. Грузовой модуль подойдет, чтобы перевозить до четырех тонн груза. В пассажирском модуле в дорогу могут отправиться геологоразведочные группы, вахтовые и аварийные бригады. Можно перевозить на дальние расстояния до 15 человек или обеспечить автономное проживание четырех человек. Модуль-мастерская предназначена для проведения ремонтных работ в труднодоступных районах. Помимо этого, есть модификация вездехода с краном-манипулятором для строительно-монтажных и грузоподъемных работ.

Вездеходы ТМ-140 будут служить за Северным полярным кругом
Фото: «Высокоточные комплексы»

Вездеход оснащен двигателем мощностью 250 л.с. На твердом грунте он развивает скорость до 45 км/ч, а на плаву — до 4 км/ч. ТМ-140 работает при диапазоне температур от −40 до +40 градусов по Цельсию. Дорожный просвет 450 мм позволяет при любой погоде без проблем преодолевать пересеченную местность с уклоном и подъемом до 30 градусов. Запас хода составляет 550 км для базовой версии и 870 км при дополнительных топливных баках.

Герметичная утепленная кабина ТМ-140 предназначена для семи человек. Сиденья можно разложить в три спальных места. Улучшенная система звукоизоляции позволяет экипажу с комфортом общаться и слушать музыку. Модуль моторного отделения обеспечен независимым отоплением и освещением, благодаря этому его техническое обслуживание становится более удобным.

Вездеходы ТМ-140 успешно служат арктическим поисково-спасательным отрядам МЧС России. Они используются в Архангельской и Мурманской областях, Республике Коми, Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе. В сентябре вездеходами оснастили Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России в Красноярском крае. 80% поисково-спасательных работ этого отряда проходит в тундре: на Таймыре и прилегающей прибрежной зоне морей Северного Ледовитого океана, где возможности вездехода Ростеха как нельзя кстати.

«КАМАЗ-Арктика»: для сурового севера

Вездеход «КАМАЗ-Арктика» был разработан совместно с СКБ Московского автомеханического института, специалистами Московского Политеха, МГТУ им. Н. Баумана, НТЦ «Промышленный дизайн» и компанией «Автодизайн». Это снегоболотоход, который предназначен для нужд добывающих отраслей промышленности в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке. Он может работать при температуре до −60 градусов по Цельсию.

Вездеход представлен в двух колесных вариациях: 6×6 и 8×8. Грузоподъемность первой вариации достигает 13 тонн, второй — 16 тонн. На колесах установлены широкие шины низкого давления по четверть тонны каждая. Маневренность и устойчивость вездехода обеспечивает шарнирно-сочлененная рама. Двигатель по желанию заказчика может быть V-образным восьмицилиндровым или рядным шестицилиндровым. Максимальная скорость составляет 60 км/ч. Вездеход позволяет транспортировать грузы и прицепы как по обычным дорогам за счет габаритных движителей, так и по бездорожью за счет негабаритных.


Фото: оргкомитет выставки Иннопром

«КАМАЗ-Арктика» оснащен жилым модулем, в котором экипаж из трех человек может автономно проживать не менее трех суток. Помимо спальных мест в модуле есть кухня, санузел, системы обеспечения и телевизор. Автономная отопительная система обеспечивает в модуле комфортную обстановку при температуре окружающего воздуха до −50 градусов по Цельсию.

Весной этого года вездеход КАМАЗа был испытан в Якутии и на Чукотке, пройдя 3300 км за рекордную неделю вместо запланированных 15 дней. Машина продемонстрировала стабильную работу при температурах ниже −50 °C на сложных участках, включавших ледовые переправы с нестабильным покрытием. Также была подтверждена возможность длительной эксплуатации «КАМАЗ-Арктики» в автономном режиме.