Успешные в «неженском» деле

Успешные в «неженском» деле

Фото: kapanina.com

Аэродинамика, высший пилотаж, разработка двигателей ‒ казалось бы, чисто «мужские» темы. Сотрудницы Ростеха ломают стереотипы и своим примером доказывают, что в любой работе можно достичь успеха независимо от пола. В Международный женский день представляем вам три истории о женщинах, выбравших «неженскую» профессию.

«Красивый пилотаж − это пилотаж без единого лишнего движения»

Светлана Капанина, летчик-инструктор 1 класса, компания «Сухой»

Светлана Владимировна – самый титулованный пилот в истории мировой спортивной авиации, лучший пилот столетия по версии Международной авиационной федерации. На ее счету семь абсолютных мировых побед в женском зачете по самолетному спорту. Капанина представляет нашу страну и компанию «Сухой» на международных и российских соревнованиях и авиашоу как летчик-инструктор «Сухого» и член сборной команды России по высшему пилотажу. По словам Светланы, во многом благодаря «Сухому» и его разработкам сборная команда нашей страны занимает недосягаемое место по количеству медалей, званий и отличную пилотажную школу.

image (1).jpg

О своем пути в профессию Светлана рассказывает так: «Всегда мечтала прыгнуть с парашютом, ощутить чувство страха перед открытой дверью самолета, когда делаешь шаг в бездну. Пришла записываться в Курганский авиационно-спортивный клуб в парашютную секцию, а записалась на самолетный спорт – нелепая случайность, но с парашютом меня бросить пообещали (улыбается). А когда на второй год обучения начала летать на спорт, то, конечно же, появилось желание стать летчиком-инструктором».

Благодаря таким спортсменам, как Светлана Капанина, весь мир узнал не только о военных машинах «Сухого», но и о спортивных пилотажных самолетах фирмы: Су-26, Су-31, Су-29 и их модификациях. Как рассказывает Светлана, тогда не было ни одного спортсмена в мире, который бы не хотел на них летать. 

Для меня и сейчас «Су» являются лучшими самолетами в мире

Как работник «Сухого», Капанина продолжает прославлять страну и любимую фирму своим участием в соревнованиях и авиашоу, не сдавая позиций и занимая верхние ступени пьедестала. Сегодня Светлана передает свои знания, тренирует молодежь. В команде Капаниной есть перспективные спортсмены, к спортивной авиации удалось приобщить и дочь Есению.

Светлана мечтает, чтобы как можно больше молодежи приходило в пилотажный спорт для достойного обновления сборной команды России. Для успеха в любом деле, говорит героиня, нужно смело идти к своей цели, сохраняя при этом любовь к людям. В мужчинах Светлана Капанина ценит силу и независимость, а женщинам советует сохранять внутреннюю силу при внешней слабости. 

Из спорта – в аэродинамику

Ольга Круглякова, заместитель главного конструктора по аэродинамике, динамике полета и системе управления самолетом, ПАО «Ил»

Ольга Валентиновна − потомственный «ильюшинец». Ее отец работал главным ведущим инженером по летным испытаниям самолетов на «Ильюшине», проводил летные испытания самолетов Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96-300. В доме часто бывали друзья отца по работе, велись профессиональные разговоры. Когда в юности перед Ольгой встал вопрос «кем быть?», отец привел ее в Московский авиационный институт на специальность «Динамика полета», а потом и в сам «Ильюшин». С 1987 года Ольга Валентиновна прошла путь от техника-конструктора до заместителя главного конструктора ПАО «Ил» по аэродинамике, динамике полета и системам управления самолета: «Хоть выбор был и не мой, аэродинамика стала моим делом жизни, и я об этом не жалею».

photo_2022-03-05_10-39-38.jpg

Решиться на выбор преимущественно мужской профессии авиастроителя Ольге помогли успехи в спорте. Занятия фигурным катанием на коньках с четырехлетнего возраста привели ее к званию чемпионки СССР в женском одиночном катании среди юниоров. И хотя спортивной карьерой пришлось пожертвовать, спорт до сих пор занимает в жизни Ольги Валентиновны большое место. В институтские годы она достигла высоких результатов в легкой атлетике, а сегодня увлекается модным кроссфитом. 

Аэродинамический облик самолетов ильюшинской марки, их системы управления, летно-технические характеристики, устойчивость, управляемость, безопасность полетов – все это и многое другое зависит от работы Ольги Валентиновны. Без нее не обходятся такие важные процессы, как летная оценка машин, расследование инцидентов и катастроф.  

Одно из самых ярких профессиональных воспоминаний героини – летные испытания самолета Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде. Тогда, в 2015-2016 годах, решалась проблема доставки грузов для полярников, и нужно было протестировать работу машины в экстремальных условиях. Проверку на прочность Заполярьем прошли и люди, и самолет. Сегодня Ольга участвует в сертификации регионального самолета Ил-114-300 и работает над другими перспективными проектами. 

По словам Ольги, работа специалиста по аэродинамике очень разнообразна, связана с постоянным изучением нового, в том числе и в смежных областях: «Каждый новый проект − это новое исследование, и это интересно».

Интересом к профессии объясняет героиня и свои успехи. Только интерес, по мнению Ольги Валентиновны, может привести к развитию в профессии. А если уж браться за что-то, то всегда нужно делать это лучше других. Не в последнюю очередь важны характер и харизма, умение ставить задачу и добиваться ее решения. И при этом, конечно же, всегда оставаться женщиной. 

«Не бойтесь задавать вопросы»

Мария Мураева, инженер-конструктор по проектированию и испытанию газовых турбин, «ОДК-УМПО» 

Марию  с детства интересовали физика и различные механизмы, поэтому при поступлении в вуз выбор пал на техническую специальность. В профессии Мария быстро почувствовала себя на своем месте. «Когда я впервые пришла на практику, меня поразило, что завод − это не серые цеха с суровыми рабочими у станков, а отдельный мир, общность людей», − рассказывает героиня.

М.Мураева_1_1.jpg

Мария занимается проектированием газовых турбин. Ее сектор на «ОДК-УМПО» отвечает за аэродинамику, проточную часть и профили лопаток, а также экспериментальные исследования. По словам Марии, это очень ответственная работа, ведь от результатов испытаний и их обработки зависит, какой ответ по эффективности турбины будет дан, положительный или отрицательный.

Больше всего радости на работе приносит ощущение, что ты нашел верный путь решения задачи, над которой бился долгое время

Главное качество в профессии, считает героиня, − гибкость ума. Но также очень важна коммуникабельность. Современное программное обеспечение позволяет конструкторам работать в разных городах или даже странах. В этом есть свои плюсы, но живое общение, говорит Мария, ничто не заменит.

Самое сложное в работе инженера-конструктора − это ожидание результата. Циклы создания техники очень длинные. По словам Марии, чтобы избежать выгорания, нужно научиться получать удовольствие от локальных задач и не терять веру в то, что этот огромный проект рано или поздно обязательно будет реализован.

Мария защитила кандидатскую диссертацию по изотермическому расширению в турбине. Результаты этой научной работы могут помочь в создании новых уникальных двигателей. По мнению героини, у нашей страны есть ресурсы, чтобы создать линейку авиационных двигателей всех классов. Для этого нужно привлекать на предприятие молодых специалистов, ставить перед ними амбициозные задачи, обеспечивать перспективу роста. Своим студентам, которым Мария преподает в университете, она рекомендует поскорее найти свою нишу, не бояться задавать вопросы и высказывать свое мнение. 

По словам Марии, работа инженера редко ограничивается только рабочим временем, зато инженерные навыки часто помогают в быту. Все технические вопросы помогает решать муж, тоже конструктор. Кроме того, в семье Марии подрастает профессиональная смена: по словам ее маленькой дочки, она будет «инженеркой», как мама.