Царь-вертолет: новая модель Ми-26

Царь-вертолет: новая модель Ми-26

Фото: Алексей Ерешко / пресс-служба «Вертолетов России»

В январе 2019 года обновленный Ми-26Т2В производства холдинга Ростеха «Вертолеты России» успешно прошел предварительные летные испытания. Это современная версия грузового вертолета-гиганта для армии, модифицированная в том числе по результатам участия в боевых действиях в Сирии. Пока машину ожидают государственные испытания и запуск в серийное производство, мы расскажем об истории Ми-26 и особенностях новой модели.

Транспортный рекордсмен

Ми-26, разработанный более 40 лет назад, до сих пор остается крупнейшим в мире серийным транспортником среди вертолетов. Машина может принять на борт 82 десантника, 60 носилок с ранеными или 20 тонн груза. Кроме того, Ми-26 способен переносить негабаритные грузы на внешней подвеске, например, транспортировать еще один такой же вертолет. Максимальная скорость Ми-26 – 295 км/ч, дальность полета при полной загрузке − 475 км. Боевое крещение машина приняла в 1984 году в Афганистане. 

Mil_Mi-26,_Russia_-_Air_Force_AN1705517.jpg

В конструкции Ми-26 было применено немало ноу-хау, ведь опыта разработки подобных винтокрылых гигантов в мире на тот момент не существовало. Это и огромный (32 метра в диаметре!) восьмилопастной несущий винт, и использование стеклопластика в рулевом винте, и уникальный редуктор ВР-26 с многопоточной схемой кинематики. Еще одной особенностью Ми-26 стало удобство наземного обслуживания. Несмотря на габариты вертолета, для него не требовались отдельные трапы или лестницы. В фюзеляже были предусмотрены технические люки, капоты, лазы и встроенные трапы. Еще одна примечательная способность Ми-26 – возможность посадки вертолета с грузом на авторотации винта, то есть с выключенным двигателем.

В различных модификациях на сегодняшний день выпущено более трехсот единиц Ми-26, часть из которых пошла на экспорт. Транспортными потребностями роль вертолета не ограничивается. На базе Ми-26 создавались машины для радиоборьбы, топливозаправщики, пункты управления, противолодочные, пожарные и медицинские варианты. Гражданская версия Ми-26Т помогала в освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири и в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, участвовала в миротворческих миссиях ООН. Одним из самых необычных применений Ми-26Т стала транспортировка в 1999 году 20-тонной глыбы льда с вмерзшим в нее 20 тысяч лет назад мамонтом.   

Merlion86_IMG_3862_(8069487446).jpg


Новый Ми-26Т2В: ночью на автопилоте

После обобщения опыта последних боевых конфликтов, в частности операции в Сирии, Минобороны РФ выдвинуло конструкторам ряд требований к новой модификации Ми-26. Вертолет должен быть пригоден для выполнения задач в регионах со сложными физико-географическими и неблагоприятными климатическими условиями, в любое время суток, по оборудованным и необорудованным трассам, а также по маршрутам вне трасс и над безориентирной местностью, в условиях огневого и информационного противодействия противника. Все это было учтено и реализовано в Ми-26Т2В, который сейчас проходит тестирования и готовится к запуску в серию.

IMG_1414_1.jpg
Фото: Алексей Ерешко / пресс-служба «Вертолетов России»

Помогать пилотам управлять машиной будет перспективное БРЭО НПК90-2 – комплекс бортового радиоэлектронного оборудования. С его помощью вертолет сможет практически в режиме автопилота лететь в дневное и ночное время по заданному маршруту, включая заход на посадку, предпосадочные маневры и возврат на основной или запасной аэродром. В кабине экипажа появились цветные жидкокристаллические многофункциональные индикаторы, значительно снизившие нагрузку на летный экипаж. 
 

Противоракетный щит

Военные летчики между собой называют Ми-26 «коровой». Машина действительно большая и, хотя и достаточно быстрая, не очень поворотливая. Поэтому для нее всегда оставалась высокой опасность поражения с земли, в том числе переносными зенитно-ракетными комплексами. Для того чтобы успешно противостоять ударам ракет, новый Ми-26Т2В будет оснащаться современным комплексом радиоэлектронной борьбы «Витебск» разработки самарского НИИ «Экран» (входит в холдинг «КРЭТ» Госкорпорации Ростех). Приборы комплекса, обнаружив приближающийся к вертолету снаряд, создают помехи и ложные цели. В результате ракета противника дезориентируется и проходит мимо. Комплекс РЭБ «Витебск» значительно увеличивает защиту вертолета, а также может использоваться для радиоразведки.

IMG_1415_1.jpg
Фото: Алексей Ерешко / пресс-служба «Вертолетов России»

Сохраняя все признанные характеристики семейства Ми-26, новый вертолет стал более безопасным, получил современную начинку и возможность автопилотирования в сложных условиях. У Ми-26Т2В хорошие экспортные перспективы, и, с большой вероятностью, зарубежные партнеры захотят заменить устаревшие Ми-26Т, которые до сих пор эксплуатируются во многих странах, на новую модель.