Российская техника на Ле Бурже: в «натуре» после шестилетнего перерыва

Российская техника на Ле Бурже: в «натуре» после шестилетнего перерыва

Сегодня в аэропорту Ле Бурже под Парижем начал свою работу 53-й по счету Paris Air Show – один из крупнейших авиасалонов в мире, проходящий раз в два года. Наша страна является постоянным участником салона в Ле Бурже начиная с 1957 года. Санкционная политика внесла некоторые ограничения – с 2013 года Россия не представляла в Ле Бурже натурные образцы техники. В этом году на парижской площадке после шестилетнего перерыва свои новинки демонстрируют одни из крупнейших мировых производителей авиатехники и двигателей – ОАК, «Вертолеты России» и ОДК. 

Международный авиакосмический салон Париж-Ле Бурже (Salon international de l'aéronautique et de l'espace de Paris-Le Bourget), или просто Ле Бурже, – один из крупнейших и старейший авиасалон в мире. В далеком 1909 году французская столица приняла первую специализированную выставку летательных аппаратов. Событие оказалось настолько успешным, что было решено сделать его регулярным мероприятием. А еще через 15 лет на выставке появились первые иностранные участники из Великобритании и Германии, и авиасалон приобрел международный статус.

В 1936 году здесь состоялась российская премьера – пассажирский самолет АНТ‑35. Для участия в авиасалоне самолет совершил перелет по маршруту Москва – Кенигсберг – Кельн – Париж. Гражданский самолет «АНТ» стал настоящей звездой салона благодаря продвинутым характеристикам для того времени: пассажирская кабина с теплозвукоизоляционной обивкой, установленные в самолете системы вентиляции и отопления.

d1c6a9f4a603.jpg
Самолет АНТ-35 на Всемирной авиационной выставке в Ле Бурже. Ноябрь 1936 г.

Начиная с 1957 года наша страна является постоянным участником авиасалона в Ле Бурже. В разные годы здесь впервые была показана не только отечественная гражданская авиационная техника, но и боевые самолеты и вертолеты и даже космический корабль «Буран». В Ле Бурже состоялись мировые премьеры МиГ-29, Су-25, Су-27, Ту-160 и других легендарных самолетов. Например, в 2013 году в Ле Бурже триумфально взлетел истребитель Су-35. Среди других ярких премьер того же года – учебно-боевой самолет Як-130 и боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор».

С 2014 года в связи с санкциями Россия не выставляет в Ле Бурже военную технику. В этом году в российской экспозиции на авиасалоне представлена только гражданская техника, как и на выставке 2017 года, а военные разработки демонстрируются в виде макетов и рекламных материалов.

Тем не менее «Рособоронэкспорт», как организатор единой российской экспозиции, планирует активное участие в авиасалоне. Несмотря на существующие ограничения, парижский авиасалон, как обычно, предоставляет хорошие возможности для продвижения российской продукции на мировом рынке, считают в компании.

Как отметили в «Рособоронэкспорте», в 2018 году Россия экспортировала боевой авиатехники на сумму свыше 6 млрд долларов. Так что на Ле Бурже к российской экспозиции традиционно ожидается большое внимание делегаций со всего мира. «Вряд ли кто-то еще может представить столько продукции, которая прошла проверку в реальных боевых условиях», – уверен гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев.

Всего в Ле Бурже иностранные заказчики смогут ознакомиться почти с 250 образцами вооружения и военной техники российского производства. В частности, это такие бестселлеры в авиации, как истребители Су-35 и МиГ-29, а также другие самолеты, недавно получившие разрешение на экспорт: истребитель-бомбардировщик Су-32, самолет-заправщик Ил-78МК-90А, военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А (Э). Среди российских вертолетов большим экспортным потенциалом обладают боевые Ка-52 и Ми-28НЭ, транспортно-боевой Ми-35М, тяжелый транспортный Ми-26Т2 и другие.

Посетители авиасалона могут ознакомиться с различными российскими производителями, прежде всего предприятиями авиационного кластера Ростеха. В российской экспозиции на Paris Air Show 2019, кроме «Рособоронэкспорта», принимают участие одни из крупнейших мировых производителей самолетов, вертолетов и двигателей: ОАК, холдинг «Вертолеты России» и ОДК.

Бе-200: лучший в классе амфибий

В этом году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) представляет в Ле Бурже самолет-амфибию Бе-200ЧС. Машина не только на статической экспозиции, но и принимает участие в показательной летной программе авиасалона.

Самолет-амфибия Бе-200 способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Он используется для пожаротушения, поиска и спасения на воде, грузовых и пассажирских перевозок. Но все же основная сфера применения машины – это тушение пожаров: Бе-200 может взять на борт до 12 тонн воды. По ряду летно-технических характеристик российский самолет-амфибия не имеет аналогов в мире.

B79Q1022.jpg

На сегодняшний день основным эксплуатантом Бе-200 является МЧС России, которому поставлено 10 таких судов. Еще один Бе-200 экспортирован в Азербайджан. Как считают в ОАК, самолет может быть востребован в странах Средиземноморского региона, страдающих от сезонных пожаров. Бе-200 МЧС России регулярно помогают в тушении пожаров в Европе, рассказали в корпорации.

В прошлом году ОАК заключила контракт на поставку четырех Бе-200 (с опционом еще на шесть) с американской компанией Seaplane Global Air Services. Так что самолет уже выходит на мировой рынок, и у него неплохие перспективы. В частности, планируемая ремоторизация поспособствует международной популярности самолета. Напомним, что ОДК на выставке «Гидроавиасалон-2018» презентовала проект ремоторизации Бе-200 с помощью российско-французской силовой установки SaM-146.

Двигатель SaM-146 уже прошел международную сертификацию и доказал соответствие перспективным требованиям ICAO. Реализация данного проекта позволит, по сути, создать новый самолет на базе Бе-200. Новый двигатель открывает большие возможности воздушному судну для прохождения процедур сертификации и валидации на мировом рынке.

«Ансат»: простой и легкий на подъем

Впервые за 30 лет в Ле Бурже представлены российские гражданские вертолеты. В последний раз в 1989 году здесь демонстрировался медицинский вертолет Ми-17-1ВА «Амбулатория».

В этом году холдинг «Вертолеты России» привез в Ле Бурже два легких вертолета «Ансат»: один – в медицинском исполнении, второй – в VIP-версии. Причем одна из двух машин – это концепт модернизированного «Ансата», где применен ряд новых конструкторских решений и опций. Представленный вертолет оснащен «стеклянной кабиной» – новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Среди других особенностей «начинки» – метеолокатор, система раннего предупреждения близости земли, авариестойкая топливная система и специальный тросоруб для защиты от столкновения с проводами. Изменения коснулись и конструкции вертолета – он получил новое оперение хвостовой балки из композитных материалов и обогреваемое птицестойкое остекление кабины.

Два «Ансата» представлены на статической экспозиции и принимают участие в летной программе авиасалона. Европейская премьера новейшего российского вертолета получилась эффектной и красивой. Грацию «Ансатов» подчеркнули спортсменки сборной Татарстана по художественной гимнастике, которые выступают со специальной программой на экспозиции «Вертолетов России». Также специально для Paris Air Show для «Ансатов» была создана новая окраска – цветовая гамма ливреи перекликается с государственными флагами России и Франции. 


Кстати, «Ансат» переводится с татарского языка как «легкий, простой». Машина свое название оправдывает полностью. Этот вертолет достаточно неприхотлив в обслуживании, управляется одним пилотом и легко меняет свое назначение с помощью быстросъемного оборудования: от доставки грузов и перевозки пассажиров до поисково-спасательных операций и экстренной медицинской помощи. Машина обладает самой большой кабиной в своем классе, при этом отличается компактными габаритами и не требует большой площадки для приземления. Среди других преимуществ «Ансата» – возможность безангарного хранения и низкая стоимость эксплуатации.

Благодаря своей универсальности сегодня «Ансат» вызывает большой интерес, как в России, так и за рубежом. Поставки «Ансатов» начались в 2015 году, и на данный момент уже реализовано около 25 машин, а в прошлом году на авиасалоне Airshow China заключен контракт на 20 «Ансатов» с Ассоциацией медицины катастроф Китая в 2019–2020 годах, до 2020 года намечена поставка в Мексику. Также продолжаются переговоры с заказчиками из стран Юго-Восточной Азии, которые проявили к «Ансату» интерес во время демонстрационного тура «Вертолетов России» по Китаю, Вьетнаму, Камбодже, Таиланду и Малайзии в конце 2018 года.

ПД-14: европейские перспективы

ПД-14 – первый полностью российский турбовентиляторный двигатель для гражданской авиации, который изначально разрабатывался с учетом международных норм и требований. В дальнейшем на основе этого двигателя планируется создание целой линейки перспективных авиадвигателей для новых самолетов. Семейство двигателей ПД предназначено для установки на самолеты МС-21. Более мощные модификации на его базе могут быть применены на Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т. Также рассматривается возможность создания промышленных газотурбинных установок на основе двигателя.

ПД-14 является результатом работы широкой кооперации предприятий Ростеха. Примененные в нем инновационные решения, в том числе новые сплавы, позволили создать действительно современный, мощный и высокоресурсный авиационный двигатель. В частности, он превосходит по экологичности находящиеся в эксплуатации зарубежные аналоги. Кроме того, технические параметры двигателя обеспечивают снижение удельного расхода топлива на 10–15%.

UTK_3774.jpg

В прошлом году ПД-14 для авиалайнера МС-21 прошел процедуру сертификации Росавиации. Сертификат подтверждает готовность изделия к серийному производству и эксплуатации. Как сообщалось ранее, поставки двигателя для нового российского пассажирского самолета начнутся с 2021 года.

«Создан абсолютно новый, современный двигатель – мощный, высокоресурсный, экономичный и конкурентоспособный по цене. Мы видим большие перспективы ПД-14 не только на российском, но и на мировом рынке авиастроения. Процесс валидации сертификата типа Росавиации в Европе уже начат, и его планируется завершить в 2019 году», – заявил недавно глава Ростеха Сергей Чемезов.

Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент – обеспечение послепродажного обслуживания. Планируется большой объем работы по этому направлению – создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить европейские перспективы нового российского двигателя.