Путешествия с Ростехом: Воронеж

Путешествия с Ростехом: Воронеж

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, ЖуковскомПерми, ТулеЛыткариноУфе и других городах, а сегодня отправляемся в столицу Черноземного края – Воронеж. 


В сердце Черноземья 

Воронежская крепость была построена в конце XVI века для борьбы с Крымским ханством и кочевыми племенами. Петр I неслучайно выбрал Воронеж в качестве колыбели российского военного флота: выгодное стратегическое расположение, строевые леса, которыми край был богат в то время, полноводный Дон, ведущий прямо в Азовское море, предопределили выбор российского самодержца. Спущенный на воду в 1700 году корабль «Гото Предестинация» дал начало Азовской флотилии и славным морским победам России. В это время Воронеж был фактически столицей страны, а легенды о пребывании Петра I на воронежских землях студенты до сих пор собирают на фольклорных практиках.

Voronezhold.jpg
Гравюра с изображением Воронежа, XVIII век

Не только военно-морской флот обязан своим появлением Воронежу, но и воздушно-десантные войска. В 1930 году здесь был совершен первый в СССР прыжок с парашютом и первая выброска военно-воздушного десанта. В начале Великой Отечественной войны в городе выпускались легендарные «Катюши», затем Воронеж более полугода находился под немецкой оккупацией и был значительно разрушен.   

Сегодня Воронеж – современный город-миллионник, столица Центрального Черноземья, крупный центр науки и производства с богатой культурной жизнью. Здесь предприятия Ростеха строят самолеты, разрабатывают системы связи и управления для армии и выпускают премиальные автомобильные шины Pirelli.
 

ВАСО: Воронеж авиационный 

Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) – одно из первых предприятий советского авиапрома. В следующем году оно отметит свое 90-летие. Сегодня завод входит в дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Воронежские самолеты многие годы были и остаются одним из символов города. 

В довоенные годы здесь выпускались самолеты А.Н. Туполева, А.С. Москалева, С.В. Ильюшина, В.Г. Ермолаева. За годы Великой Отечественной войны Воронежский авиазавод поставил фронту около 18 тысяч штурмовиков Ил-2, получивших от немцев прозвище «Черная смерть». Сегодня этот легендарный самолет можно увидеть на площади у проходной завода.

c498d075bf9857f46f7886eee134923f.jpg
Фото: ОАК

В 1950-е годы на Воронежском авиационном заводе осваиваются реактивные штурмовики Ил-28 и бомбардировщики Ту-16, гражданские аэробусы Ан-10. В 1960-е − военно-транспортные самолеты Ан-12, перехватчики Ту-128 и один из первых беспилотников-разведчиков Ту-123. Вокруг завода вырастает целый городской район. С 1968 года в Воронеже начинается недолгая жизнь первого и пока единственного в России пассажирского сверхзвуковика Ту-144. Брендами завода 1980-х−1990-х годов стали авиалайнеры Ил-86 и Ил-96. 

Основную загрузку сегодняшнего ВАСО составляют широкофюзеляжные пассажирские самолеты семейства Ил-96. В кооперации с другими предприятиями ОАК ведется работа по производству узлов нового регионального самолета Ил-114-300 − в Воронеже для него изготавливают крыло, хвостовое оперение и мотогондолы. В целом, же в рамках кооперации предприятие делает агрегаты практически для всех ведущих программ отечественного гражданского и транспортного самолетостроения. Кроме того, сегодня силами ВАСО создается легкий транспортник Ил-112В, который должен заменить украинский Ан-26. Уникальные компетенции ВАСО в широкофюзеляжном строительстве реализуются также в гражданском самолете Ил-96-400М – первая опытная машина этого проекта также строится сейчас на заводе. 

Концерн «Созвездие»: лидер российской радиоэлектроники 

Концерн «Созвездие» входит в число ведущих предприятий радиоэлектронного комплекса страны. Сегодня в составе объединения более 20 предприятий из разных регионов, но возглавляет концерн именно воронежская организация. Главное здание «Созвездия» − бывший Воронежский научно-исследовательский институт связи (ВНИИС) – стоит в самом центре города и хорошо известно воронежцам. Год образования ВНИИС – 1958-й. Сегодня концерн является частью дивизиона «Связь» холдинга «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех.

111111111.jpg
Фото: Виктор Молодцов

«Созвездие» − один из крупнейших налогоплательщиков региона. В воронежском подразделении сегодня трудятся почти 6 тысяч человек, а всего по стране – порядка 20 тысяч. В 1963 году силами ВНИИС была разработана подвижная радиотелефонная система общего пользования «Алтай» − первый в мире прообраз будущей сотовой связи. За более чем 60-летнюю историю на предприятии было создано пять поколений систем связи для военных, спецслужб и различных отраслей народного хозяйства – всего более 600 устройств. 

Современный концерн «Созвездие» является головным исполнителем по разработке интеллектуальных систем управления и связи, радиоэлектронной борьбы для Вооруженных сил РФ и спецподразделений. Сегодня перед предприятием стоит большая задача по освоению гражданского рынка радиоэлектроники, который до недавнего времени был практически монополизирован иностранными производителями. И у «Созвездия» есть успехи в этом направлении: линейка профессиональных DMR-радиостанций полностью российского производства с дизайном студии Артемия Лебедева востребована на отечественном рынке. В начале года семейство DMR-аппаратуры концерна получило статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) и было включено в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. В текущем году планируется выпустить 10 тысяч радиостанций. Второе перспективное направление воронежского предприятия – создание оборудования для отечественных сетей 5G.
 

Воронежский шинный завод Pirelli: премиальные шины из средней полосы России

Еще одно предприятие в контуре управления Ростеха создавалось в тяжелые послевоенные годы практически одновременно с восстановлением города из руин. Здесь выпускались шины не только для легковых и грузовых автомобилей, но и продукция для строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники, для мотоциклов, мопедов и велосипедов. Среди необычных экземпляров ВШЗ – шины-гиганты для «БелАЗов» и шины для гоночных автомобилей. Воронежская резина пользовалась популярностью не только в Советском Союзе, но и за границей. 

41_MG_7454.jpg
Фото: Александр Земляниченко-младший

В 1990-е годы завод несколько раз переходил из рук в руки, дело доходило до банкротства, пока в 2012 году он не был приобретен совместной компанией «Пирелли Тайр Руссия», 25% которой принадлежит Госкорпорации Ростех. Этот момент можно назвать началом возрождения шинного производства в Воронеже. Компания с мировым именем делится опытом и вкладывает средства в модернизацию предприятия.

Воронежский завод Pirelli серийно производит легковые шины премиального сегмента с диаметром от 15 до 22 дюймов. В 2013 году здесь состоялся запуск нового производства мощностью 2 млн шин в год. Сегодня каждая третья машина в России съезжает с конвейера на шинах марки Pirelli. Помимо этого на базе Воронежского шинного завода создан логистический центр, который позволяет отправлять продукцию на экспорт в США, Европу, Азию и страны СНГ. ​