Путешествия с Ростехом: Челябинск

Путешествия с Ростехом: Челябинск

Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Сегодня Корпорация объединяет сотни организаций, которые расположены во многих городах нашей страны. Предприятия Ростеха зачастую являются градообразующими, а некоторые российские города обрели мировую славу благодаря разработкам Корпорации. В рубрике «Путешествия с Ростехом» мы рассказываем о городах, в которых находятся наши предприятия. Мы уже побывали в Самаре, Жуковском, Перми, ТулеЛыткарино, Уфе и других городах, а сегодня отправляемся в столицу Южного Урала − Челябинск.

Ворота в Сибирь

Два важных факта из истории образования Челябинска нашли свое отражение на гербе города. Каменная стена и желтый верблюд указывают на то, что город начинался как крепость для защиты торговых путей, проходивших в этих местах. Действительно, челябинская застава была основана в 1736 году для обороны торговых обозов от нападения башкирских племен.

Долгое время Челябинск был небольшим и малозначимым населенным пунктом, пока в 1892 году сюда не пришла железная дорога. Она, с одной стороны, связала город с европейской частью России, а с другой – сделала важной точкой в дальнейшем движении на восток. Челябинск становится воротами в Сибирь, пропуская через себя огромные грузовые и человеческие потоки. На рубеже XIX–XX веков город очень быстро растет, увеличивается его торговое значение, здесь открываются крупнейшие в стране торговые биржи.

bba073870f2c.jpg

В годы первых советских пятилеток промышленность Челябинска переживает бурный рост. Согласно планам, Урал должен был стать срединной индустриальной базой Союза. В Челябинске строятся предприятия-гиганты, в том числе Челябинский тракторный завод, в годы Великой Отечественной войны давший городу славное имя «Танкоград». В 1976 году Челябинск становится городом-миллионником.

Как десятилетия назад, Челябинск остается городом металлургов и машиностроителей и входит в десятку крупнейших мегаполисов России. У города и Госкорпорации прочные связи. Силами Ростеха в рамках нацпроекта «Здоровье» в 2012 году в Челябинске был построен Центр сердечно-сосудистой хирургии, оснащенный по самым высоким стандартам. Новикомбанк, опорный банк Ростеха, предоставляет предпринимателям Челябинской области свои финансовые возможности. Челябинск стал участником проекта «Умный город» и с помощью Ростеха и современных цифровых технологий повышает комфорт и безопасность городской среды. На базе Челябинского радиозавода «Полет», входящего в Госкорпорацию, работает демоцентр, где можно познакомиться с «умными» городскими системами Ростеха.
 

ЧТЗ: первый танковый конвейер

Завод-гигант по производству тракторов был построен в Челябинске для того, чтобы реализовать масштабные планы по механизации сельского хозяйства страны. В мощности завода закладывался выпуск около 40 тыс. тракторов в год. Для сравнения: это почти вдвое превышало суммарные возможности крупнейших из существовавших тогда Сталинградского и Харьковского тракторных заводов.

Построенный за три года Челябинский тракторный завод 15 мая 1933 года выпустил первый трактор. Строительство ЧТЗ изменило облик Челябинска. Предприятие раскинулось на площади более тысячи гектаров. Помимо огромных современных цехов здесь были построены кирпичные дома, учебный комбинат, асфальтированные дороги и даже кинотеатр.   

784d88f6115db314c7f312e6a1adc9da.jpg

План завода изначально предусматривал, помимо выпуска тракторов, создание и военной техники. С началом Великой Отечественной войны ЧТЗ превращается в танковый комбинат, аналогов которому не было ни в стране, ни в мире. Предприятие принимает эвакуированные из европейской части заводы с техникой и тысячами сотрудников с семьями. В условиях суровой уральской зимы налаживается производство тяжелых танков для фронта. В 1942 году всего за один месяц заводчане осваивают новый танк – легендарный Т-34. К концу 1943 года в Челябинске собирают по 25 «тридцатьчетвертых» в сутки. Затем также в рекордные сроки разрабатываются и встают на конвейер тяжелые танки ИС-2 и ИС-3. За военные годы «Танкоград» выпустил 18 тыс. танков и самоходных установок, а также 48,5 тыс. танковых моторов.

Производство танков в Челябинске продолжалось вплоть до 1992 года. Сегодня Челябинский тракторный завод (ООО «ЧТЗ-Уралтрак») входит в состав концерна «Уралвагонзавод» и продолжает славные традиции военного времени, оставаясь основным изготовителем дизельных двигателей для бронетанковой техники российских войск. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90 на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках. Производству танковых двигателей на ЧТЗ в этом году исполняется 80 лет. Гражданская техника завода – тракторы, бульдозеры, трубоукладчики, погрузчики – пользуется неизменным спросом в России, странах СНГ и дальнего зарубежья. 
 

Радиозавод «Полет»: путеводные огни авиации

Челябинский радиозавод «Полет» с момента создания и до настоящего времени является одним из ключевых производителей наземного радиолокационного и радионавигационного оборудования для авиации. Системы навигации и посадки из Челябинска используются на гражданских и военных аэродромах, установлены на большинстве авианесущих кораблей ВМФ России. В следующем году предприятие отметит 70-летний юбилей.

Датой рождения «Полета» считается 31 декабря 1952 года, день выпуска первого изделия − маркерного радиомаяка МРМ-48 «Сирень», помогавшего самолетам при приземлении. Челябинцы первыми в стране освоили создание маркерных и азимутально-дальномерных маяков, радиопеленгаторов, средств инструментальной посадки, аэродромных обзорных локаторов.

bd893afe6eb107fefe5ea9e3b4456c68.jpeg

В 1980-е годы Челябинский радиозавод провел масштабную работу по подготовке посадки знаменитого «Бурана». В 1988 году многоразовый космический корабль совершил успешное приземление в автоматизированном режиме. Наукоемкие разработки «Полета» сопровождались выпуском товаров народного потребления: радиоприемников, электропроигрывателей, музыкальных центров, магнитол. 

С 2014 года Челябинский радиозавод «Полет» является частью Госкорпорации Ростех в составе концерна радиостроения «Вега» холдинга «Росэлектроника». «Умные» системы мониторинга ЧРЗ повышают надежность управления воздушным движением и снижают эксплуатационные расходы аэродромных служб. Одна из новинок предприятия, работы над которой еще ведутся, − мобильная система посадки «Подорожник». Она не требует капитальных строений и позволяет оперативно организовывать взлетно-посадочные операции в труднодоступных районах, таким образом, расширяя возможности авиации в нашей стране.   

Завод «Пластмасс»: уникальные боеприпасы

В городе Копейске, граничащем с Челябинском, с 1939 года работает завод «Пластмасс» − старейшее оборонное предприятие области. Завод входит в концерн «Техмаш» Госкорпорации Ростех и специализируется на производстве боеприпасов ствольной артиллерии, реактивных систем залпового огня и некоторых видов авиационных средств поражения.

В начале Великой Отечественной войны завод прирос производствами, эвакуированными из Украины и Брянской области. О масштабах деятельности копейского завода тех лет говорят цифры: в годы войны здесь трудилось около 4 тыс. работников, поставивших фронту более 60 млн артиллерийских снарядов, мин, авиабомб и других боеприпасов. Все танки челябинского «Танкограда» оснащались боеприпасами завода.

UTK_4904.jpg
Фото: Александр Уткин

После войны завод расширяет спектр выпускаемой военной продукции, осваивает гражданское направление. С выпуском пластиковых школьных пеналов, который, впрочем, был недолгим, связано появление современного названия завода. Также здесь начинают производить патроны для горнорудных разработок. Сегодня завод «Пластмасс» является единственным производителем классических промышленных взрывчатых веществ на Южном Урале.

В 1990-е годы развивается направление утилизации изделий военного назначения с истекшим сроком годности. Примечательно, что материалы, полученные после утилизации, могут использоваться в гражданских изделиях. Некоторые боеприпасы завода «Пластмасс» уникальны и нигде в России больше не производятся. Продукция копейского предприятия экспортируется и в другие страны.