Во времена эпидемий и пандемий инфекционных заболеваний все взгляды устремляются на вирусологов – людей, которые профессионально занимаются изучением вирусов, лечением и профилактикой вызываемых ими недугов. На предприятиях Ростеха работают десятки вирусологов, занятых в производстве вакцин. С одной из них, Ольгой Антоновой, занимающей пост начальницы вирусологической лаборатории биофармацевтической компании «ФОРТ», мы поговорили об особенностях этой профессии.
– Ольга, как можно «попасть» в профессию?
– Обязательное условие – наличие высшего образования. Это может быть медицинское, фармацевтическое, ветеринарное или биологическое направление в профильном вузе. Как принято говорить, это – «база». Современный вирусолог проводит много времени в лаборатории, он должен как «рыба в воде» ориентироваться в таких науках, как химия, молекулярная биология, биохимия, генетика и лабораторная диагностика. Можно сказать, что вирусология – это дисциплина на стыке всех перечисленных наук.
Для работы на таком предприятии, как наше, придется также окончить курсы по основам безопасной работы с культурой вируса (так называемые «III-IV группы патогенности»). Зачастую начинающим специалистам сразу после приема на работу потребуется пройти дополнительное обучение. Например, я в обязательном порядке изучала, как культивируют вирус гриппа и производят вакцины. Кстати, есть не относящееся к прямым компетенциям, но крайне важное условие для будущего вирусолога – он не должен иметь противопоказаний к вакцинации. Без этого он не сможет получить доступ ни в лабораторию, ни на производство.
– А есть ли какая-то предрасположенность к профессии? Как, например, ребенку пройти тест на соответствующую профориентацию?
– Я бы сказала, что человек должен спокойно переносить рутину и монотонную работу. А это не всем подходит по темпераменту. Знаете, если ребенок с детства педантичен, аккуратно ведет записи в тетрадях, любит биологию и химию, то это, можно сказать, заявка на успех. Потому что в нашей работе нужно много работать с документацией, уметь по-настоящему сконцентрироваться во время многочисленных испытаний и анализировать огромные массивы данных. Профессия – сложная, но очень востребованная, особенно сейчас имеет большое общественное значение.
– Кстати, об общественном вкладе. Действительно, мы видим, что ваши «подопечные» могут сделать с миром всего за несколько месяцев. Не опасно ли контактировать с вирусами на постоянной основе?
– Этот вопрос мне задают постоянно. Я бы сказала, что наша профессия не опаснее многих других. Например, в той же Госкорпорации Ростех есть более, с моей точки зрения, напряженные специализации. Я с трудом себя представляю на производстве военной техники. А вот тут, в лаборатории, мне комфортно – я знаю, как обеспечена защита всех сотрудников в зависимости от близости к патогену, какие многоступенчатые методы дезинфекции, фильтрации и очистки воздуха интегрированы в каждом помещении, ведь я сама и моя команда занимаемся их регулярным мониторингом. Страшно только, когда не знаешь, а когда знаешь – не страшно.
– Расскажите, чем непосредственно занимаются вирусологи на предприятии ФОРТ?
– Работа абсолютно всех сотрудников подчинена производственному циклу. На нашем заводе производится большой объем вакцин для профилактики гриппа. На самом деле, не просто большой, а крупнейший в стране. Мы выпускаем вакцины для защиты детей, и вот уже три года производим высококонкурентный препарат с четырьмя штаммами вирусов гриппа (двумя подтипами вируса A (A/H1N1+A/H3N2) и двумя вирусами гриппа В 2-х линий – B/Ямагата + В/Виктория) «Ультрикс Квадри» в предварительно наполненных шприцах. Этот препарат уже применялся для профилактики гриппа у людей в ряде зарубежных странах, а также, конечно, доступен для россиян в рамках Национального календаря профилактических прививок.
Вирус гриппа высоко изменчив. Каждый год, обычно в феврале, эксперты Всемирной организации здравоохранения определяют, какие штаммы будут циркулировать в новом эпидсезоне в Северном полушарии, и дают свои рекомендации по составу профилактических вакцин. Как только появляются официальные данные, мы заказываем актуальные штаммы вируса гриппа в Национальном институте биологических стандартов и контроля (NIBSC, Великобритания). Предприятие получает всего по две криопробирки каждого штамма вируса. И вот тут за дело берутся вирусологи. Во-первых, мы занимаемся размножением или, говоря профессиональным языком, «разгонкой» штаммов из полученных образцов, чтобы затем передать их на производство для выпуска вакцин. Нам удалось этот процесс оптимизировать и ускорить, высвободив для производства, работающего в режиме заданного цикла, немного дополнительного времени.
Специалисты делают серии пассажей для выделения вируса гриппа, то есть, раз за разом размножают вирус на небольших партиях куриных эмбрионов. Работа ювелирная, требует высокой степени внимания, аккуратности, так как взаимодействие идет с патогенными (заразными) биологическими агентами. Как такового вируса в микроскоп мы не видим. Через несколько дней после инфицирования куриных эмбрионов вирусологи вскрывают яичную скорлупу и с помощью теста проводят индикацию признаков размножения вируса гриппа. Если тест пройден, дальше дело за производственниками.
– Вы сказали «во-первых». А каково второе направление работы вирусологов?
– Вторая группа вирусологов в нашей лаборатории занимается внутрипроизводственным контролем. Я отмечу, что выпуск вакцин сильно отличается от любого другого фармацевтического производства именно большим числом контролей, встроенных непосредственно в процесс. Всего во время производственного цикла отдельно взятой вакцины проводится порядка 400 контролей качества полупродуктов, сред, сырья и готовой продукции. Проводить все эти испытания разной степени сложности для оценки качества и безопасности вакцин – наша задача.