Профессии Ростеха: разработчик VR-тренажеров

Профессии Ростеха: разработчик VR-тренажеров

Фото: ЦНТУ «Динамика»

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работают без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерахмаркшейдерах и других специальностях. 

Герой сегодняшнего выпуска – обладатель пока еще достаточно редкой, но очень перспективной профессии разработчика виртуальных, или VR-тренажеров. О своем опыте рассказывает Никита Быковский, ведущий программист отдела системного программирования компании «Константа-Дизайн» (дочернего предприятия ЦНТУ «Динамика» холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех).

 

− Расскажите, пожалуйста, как можно попасть в профессию? Какое образование для этого нужно? 

− Существует два пути. Первый – получить профессиональное образование в высшем учебном заведении. Второй – освоить профессию самостоятельно. На мой взгляд, и в том, и в другом случае есть свои плюсы и минусы. Профессиональное образование дает нужные базовые знания, но не предусматривает достаточную практическую подготовку. Что касается самостоятельного изучения профессии, своими силами, конечно, можно освоить 3D-моделирование и один из языков программирования, но этого недостаточно, чтобы понять и изучить всю структуру VR-разработки. Поэтому новичку все равно не обойтись без помощи более опытных коллег. Профессия требует постоянного совершенствования своих знаний. Думаю, хорошая самообучаемость – одно из важных профессиональных качеств VR-разработчика.
 

− Какие знания и опыт нужны VR-разработчику? Какие навыки и умения для него самые важные? 

− Особенность работы в VR − это сочетание знаний в области программирования и компьютерной графики. Нужно уметь грамотно сочетать создание и импортирование 3D-моделей, а также разбираться в графической оптимизации, чтобы картинки не вызывали укачивание и головокружение у пользователей.

VR-разработчик должен обладать базовыми знаниями, например уметь отличать Oculus от HTC и других систем. Кроме того, обязательно нужно знать преимущества разных решений в этих системах. Очень важно не путаться в понятиях виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальностей. Что касается опыта работы, здесь нет жестких требований, поскольку индустрия относительно новая. 

Конечно, и тут я повторюсь, необходимо самообразование. Есть несколько открытых источников, которыми пользуются VR-разработчики. Это либо набор средств разработки (SDK) и API (программный интерфейс) от фирм – разработчиков VR-шлемов, либо документация к библиотеке ОpenVR (набор средств разработки (SDK) и API, разработанный компанией Valve для поддержки SteamVR), которая предоставляет унифицированную возможность разработчикам программных продуктов и приложений делать разработки под VR.

Dinamika_KD_1.jpg
 

− С каким оборудованием работают VR-разработчики? Как проходит их работа?

− Разработчик использует самый современный персональный компьютер, VR-системы Oculus HTC Varjo, а также оборудование, необходимое для изготовления самого тренажера. Процесс разработки состоит из следующих этапов: сначала определяется область применения тренажера, составляется список технических средств, после этого начинается разработка программного обеспечения, отвечающего требованиям тренажера, − от реального тренажера берутся только модели. Далее изготавливается цифровая копия объекта и с помощью оборудования VR взаимодействие переводится с реального объекта на виртуальный.
 

− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего? 

− Очень запомнился первый проект, который, по сути, предопределил мое дальнейшее профессиональное развитие в сфере VR-технологий. В 2017 году я принял участие в разработке системы генерации визуальных изображений «Зарница» для авиационных тренажеров. Этой системой был оснащен уникальный экспериментальный стенд «Авиадартс-ВР». Для демонстрации обучающих возможностей стенда была выбрана кабина истребителя типа Су-27. В качестве системы визуализации использовались очки виртуальной реальности Oculus CV-1, скомплексированные с системой генерации закабинного изображения «Зарница». Прототип двух виртуальных кабин и виртуального инструктора стенда «Авиадартс-ВР» позволил обучаемым «летать» в едином окружающем пространстве, поэтому им была доступна не только отработка взлета-посадки, одиночного пилотажа, дозаправки в воздухе и т. д., но и отработка полетов в паре. Этот проект позволил увидеть систему визуализации в авиационных тренажерах с другой стороны. 

Следующим проектом стал учебно-тренировочный комплекс воздушно-десантной подготовки. Его система визуализации выполнена с использованием шлема виртуальной реальности. Система обеспечивает обучаемому изображение окружающего воздушного пространства, включая специальные эффекты, которые позволяют визуально определять скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость рельефа местности, наземных и воздушных подвижных и неподвижных объектов при различных метеоусловиях и в различное время суток.

forestfire01.jpg
 

− Как вы думаете, какие перспективы у профессии VR-разработчика? 

− Сегодня VR-технологии очень востребованы не только в индустрии игр, они активно применяются во многих отраслях – медицине, образовании, промышленности и т.д. Сфера VR-разработок развивается стремительно, поэтому уверен, что профессия разработчика VR-продуктов станет отдельной профессией в самое ближайшее время. К тому времени технологии дополненной или виртуальной реальности уже будут повседневной частью нашей жизни.