Профессии Ростеха: полировщик лопаток двигателя

ОДК

Профессии Ростеха: полировщик лопаток двигателя

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружияпромышленных дизайнерахмаркшейдерах и других специальностях. Герой сегодняшнего выпуска – полировщик лопаток в двигателестроительной компании.

Перед тем как попасть на испытания в составе двигателя, детали проходят десятки технологических операций – от заготовки до конечной сборки. Одной из самых ответственных технологических операций считается полировка. Полирование представляет собой процесс окончательного формирования поверхности детали с обеспечением требуемой шероховатости. Как правило, сначала поверхность детали формируют предварительно шлифовкой, придавая ей требуемую форму, а затем приступают к окончательному формообразованию и обеспечению шероховатости. Полировщик в совершенстве должен знать устройство полировальных станков различной конструкции, а также способы их наладки, быть знаком с чертежами и схемами обрабатываемых деталей, параметрами шероховатости готового изделия и методами его полировки. Примечательно, что работу полировщика невозможно полностью автоматизировать, каждую деталь представители этой профессии «осваивают» буквально вручную.

Лопатка турбины – один из самых сложных элементов двигателя, который в процессе работы подвергается колоссальным центробежным, динамическим нагрузкам и воздействию высоких температур. Совершенство конструкции лопатки, качество ее изготовления и исполнения тончайших каналов воздушного охлаждения, пронизывающих лопатку изнутри, позволяет ей обеспечивать надежную работу всего двигателя, а значит, и всего самолета.

От качества полировки проточных поверхностей лопаток (как турбины, так и компрессора) зависит работоспособность лопаток в составе двигателя. Практически на всех предприятиях ОДК есть специалисты такого профиля. О нюансах профессии полировщика рассказывает Коробков Александр Владимирович, начальник участка комплекса №2 «ОДК-Кузнецов».

– Александр Владимирович, расскажите, пожалуйста, как попасть в профессию? Какое образование нужно? Сколько лет учиться?

– Для «ОДК-Кузнецова» полировщиков лопаток готовит свой учебный центр. Но эту профессию практически невозможно освоить «с нуля». Как правило, специалистами такого профиля становятся рабочие смежных профессий. Например, будучи уже опытным слесарем механосборочных работ, доводчиком-притирщиком, можно пройти переобучение и переквалифицироваться в полировщика лопаток двигателя.

Обучение включает в себя теоретическую и практическую части. За учащимся закрепляются два наставника: технолог, отвечающий за теоретическую подготовку, и рабочий или мастер-полировщик – для практических занятий. По окончании обучения нужно сдать аттестационный экзамен, после которого новый специалист допускается к работе. В дальнейшем все зависит от таланта и старания самого человека. Путь к успеху может занимать и десять лет. Это непростой труд, не все смогут в нем преуспеть. По статистике в профессии остаются трое из десяти обучившихся. 


– Какие знания и опыт нужны?

– Важно знать физические и механические свойства материалов, из которых изготавливается лопатка, ее конструктивные особенности, уметь работать с мерительным инструментом и чертежами. В зависимости от квалификации полировщик имеет разряд от четвертого до шестого.

– Какие навыки и умения самые важные?

– Лопатка турбины – один из самых сложных элементов двигателя, требующий строгого соблюдения технологии при изготовлении и обработке. Она имеет сложную конструкцию и множество сечений, поэтому полировщику важно обладать развитым пространственным мышлением.

– С каким оборудованием работаете? Как проходит ваша работа?

– Лопатки полируются на полировально-зачистном оборудовании. Используется и ручная обработка – надфилями и шлифовальной шкуркой. 

Даже самые современные шлифовальные машины не всегда обеспечивают качество, которого можно достичь при ручной обработке. Поэтому профессионалы-полировщики востребованы.

– Как много специалистов вашей профессии в России?

– На каждом двигателестроительном предприятии работают специалисты этого профиля – в «ОДК-Кузнецов» их 87 человек, а по отрасли их более 1000 специалистов.

– Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

– С развитием оборудования и внедрением современных способов литья профессия полировщика, на первый взгляд, становится менее актуальной. Но даже самые современные автоматизированные шлифовальные машины не всегда обеспечивают качество, которого можно достичь при ручной обработке. Поэтому профессионалы-полировщики востребованы.